Хлам. Хлам. Хлам. Да, на планете с причудливым названием Депония куда взгляд ни кинь — горы разнообразного хлама. Её обитатели давно чувствуют нехватку водных ресурсов, и берегут каждый грязный литр жидкости, что остался в запасах. Бактерии в этих условиях развиваются так быстро, что способны захватить зубную щетку зазевавшегося владельца, да спрятать её в самом укромном уголке. Быть может, дела обстоят не самым лучшим образом, но местные жители не унывают: в городах по-прежнему есть мэры (пусть и спят они иногда в ящиках стола да чемоданах), люди добывают ресурсы, развивают торговлю, рыболовство и другие промыслы, а хирургия достигла того уровня, когда установка мозговых имплантов стала вполне обыденной операцией. Главное на картриджи высокого качества не поскупиться.
Однако один человек все же явственно выделяется на фоне других горожан города Кувак — молодой юноша по имени Руфус, который искренне считает себя гениальным механиком и изобретателем, а его единственная цель — попасть на Элизиум, что парит в атмосфере планеты и чарует своей красотой и белизной. И пусть говорят, что он недостижим, а тело после каждой следующей неудачной попытки покрывается новыми шрамами и ссадинами. Пусть окружающие люди считают его вредителем и ходячей катастрофой — Руфус никогда не сдается, и неустанно придумывает новые планы побега с Депонии, используя собственноручно созданные механизмы из мусора и попутно устраивая множество неприятностей.
Хуза-а, все сначала начинать.
Ныне независимая студия разработчиков и издатель Daedalic Entertainment начала свою деятельность в 2007 году, когда объединили свои усилия Карстен Фихтельман и Ян «Poki» Мюллер-Михаэлис. Вдвоем они принялись за разработку своей первой игры, взяв за основу дипломную работу Яна «Компьютерные игры, как нелинейный нарратив». Результатом стал проект под названием Edna & Harvey: The Breakout, повествующий о девушке Эдне с плюшевым кроликом Харви, и о её побеге из психиатрической больницы. Успех дебютной игры позволил Карстену и Яну нанять первых людей в команду, и приступить к разработке более масштабных приключений в жанре point and click. Но первую славу и узнаваемость студии принесла серия игр Deponia — об одноименной планете и её самом главном активисте — Руфусе.
Хуза-а, продолжай-ка рассказ.
Описание проекта на официальной странице и в цифровом магазине гласит, что «эта уникальная и полностью независимая история не требует знакомства с первой частью, но ее фанатов здесь ожидает немало интересного». На самом деле, первую Deponia действительно можно пропустить: обо всех персонажах и основных событиях напомнят во вступительном ролике второй части, где Руфус обо всем лично расскажет, слегка приукрасив начало своего приключения. Но тогда пропустите знакомство с протагонистом и городом Кувак, а также второстепенными персонажами, многие из которых не лишены харизмы и еще не раз встретятся на протяжении серии. А это я ещё не упомянула про изрядную долю чёрного юмора и очаровательных котят, что клеят марки.
Руфус – главный герой этой истории и единственный управляемый персонаж. С малых лет запомнился всему городу серией поджогов, обостренной клептоманией и в целом — просто ходячим несчастьем. Его отец является основателем города Кувак, на месте которого был найден источник чистой воды. В один день оставляет пост мэра и своего сына, который был еще совсем юн, после чего мужчину больше никто не видел. Руфус уверен, что отец смог достичь Элизиума, что парит в небе, и с тех пор предпримет не одну попытку попасть на символ благополучия. Что, в свою очередь, отразится на спокойствии родного города и его жителей.
В целом Руфус отличается дерзостью и упрямством, грубоват, эгоцентричен. Считает себя исключительным механиком и изобретателем, а также достойным лучшей жизни, чем прозябание на мусорной планете. Но у его натуры есть и добрая часть, именно из-за неё так и не попал на Элизиум в первой части.
Гоал — элизианка, «орбитальная фея» и главный предмет воздыхания Руфуса. В начале истории сопровождала своего жениха в его экспедиции на Депонию. Узнав секрет Органона, начинает спор с бейлифом, угрожая рассказать всем правду при возвращении на Элизиум. Однако в этот момент на крейсер органонцев при очередной попытке побега с планеты случайно попадает Руфус. Желая помочь, полностью не разобравшись в ситуации, он непреднамеренно сбрасывает девушку с большой высоты. Да, забыла уточнить: главный герой не отличается особой расторопностью.
Падение наносит урон мозговому импланту Гоал, отчего почти всю первую часть бедная девушка проведет в бессознательном состоянии. Однако во второй части личность и характер дамы полностью раскроют. Причем со всех сторон и не без помощи Руфуса.
Клитус — элизианец, жених Гоал. Будучи инспектором Совета Старейшин Элизиума, был отправлен на Депонию с особой миссией: удостовериться, обитаема ли планета, или все живое давно погибло из-за высокого уровня загрязненности.
После исчезновения Гоал с крейсера органонцев начинает её поиски. Когда Руфус устанавливает контакт с ним по радио, инспектор заключает сделку: в обмен на невесту он обязался отправить протагониста на столь желанный Элизиум.
В первой части Клитус предстает надменным (что проявляется как в его выражении лица, так и манере речи), самовлюбленным человеком, также достаточно коварным и хитроумным. Ставит себя выше жителей Депонии, а потому поначалу недооценивает Руфуса, что откликнется ему скверной ситуацией. Внешне Клитус похож на протагониста, на что часто указывают другие персонажи.
Аргус — фактический глава Органона (военной организации Совета Старейшин), пребывает в звании бейлифа. В начале первой части было поручено сопровождать экспедицию на Депонию. В его присутствии Гоал была сброшена с крейсера, после чего он незамедлительно начинает её поиски.
Когда узнает, что девушка находится в городе Кувак, лично направляется туда, где с помощью местных жителей устанавливает её точное местонахождение. Однако в его планы снова вмешивается Руфус, который похищает Гоал. Так всю первую часть серии мы и наблюдаем погоню бейлифа за неуёмным протагонистом.
Проявляет себя темпераментным, надменным, властолюбивым человеком. Хитер, не терпит неорганизованности среди подчиненных. Прозван «Тёмным Казначеем» из-за террора, который он учинил на Депонии еще до событий игры.
Бозо — один из союзников Руфуса. Главный герой знакомится с ним в конце первой части, когда Бозо скрыл Гоал от Органона на своем катере. До встречи с главным героем был дельцом хлама и капитаном собственного корабля. Добродушный и невероятно спокойный персонаж (сохраняет душевное равновесие даже с учетом постоянных проделок и насмешек со стороны Руфуса), в свою очередь тоже любит пошутить и поставить главного героя в неловкое положение.
Док — в отличие от Руфуса действительно механик и изобретатель, а также проводит различные операции, в том числе по установке и починке мозговых имплантов. Как и Бозо, стал невольным участником приключения протагониста, однако оба активно помогают ему на добровольных началах. Нижняя часть тела всегда скрыта: вполне возможно из-за того, что Док в принципе мало двигается — однажды он жаловался на проблемы с плоскостопием, и что ему не хватает подходящих донорских органов для хирургического вмешательства.
История второй игры Chaos on Deponia начинается — кто бы мог подумать — с нанесения Руфусом ущерба чужому имуществу и претворения в жизнь нового плана побега с Депонии. В этот раз для осуществления задуманного механик использует диск циркулярной пилы и силу вращения, созданной с помощью подручных средств, в том числе пороха. Опасность использования подобного метода доставки себя любимого? Нет, протагонист с поврежденной барабанной перепонкой об этом не слышал.
…Безупречная логика настоящего механика, оперирующего точными расчётами.
Ожидаемо, что очередному плану Руфуса не суждено было сбыться (как минимум из-за особенностей вычисления траектории главным героем), и раскалённый диск циркулярной пилы повреждает последнюю спасательную капсулу, в которой Гоал и Клитус направлялись в Элизиум, дабы рассказать Совету Старейшин о жителях планеты. Урон мозговому импланту девушки вновь успешно нанесен, после чего из-за неудачного стечения обстоятельств Руфус и элизианка падают с большой высоты. Пока Гоал находится в уже, казалось бы, привычном бессознательном состоянии, Док поручает протагонисту купить комплект картриджей, так как родной модуль хранения данных девушки был поврежден, и уцелевшую информацию о личности дамы необходимо было срочно записать заново. И тут перед главным героем встает сложная дилемма: приобрести картриджи высокого качества, или вариант с более низкими характеристиками от местной знаменитости с радио Ковбоя Додо, но в комплекте с бесплатным леденцом. Главное — правильно расставить приоритеты, и Руфус делает свой выбор.
В самом деле. Просто череда случайностей, никакой взаимосвязи.
При проведении операции и записи данных на новые картриджи, целостный разум Гоал раскалывается на три самостоятельные личности, каждой из которых присущи свои ярко выраженные черты характера. Девушка ими обладала и до инцидента, однако вкупе они, соответственно, проявляли чудеса синергии, делая элизианку нечто большим, чем просто сумма этих психических свойств. Теперь Руфусу предстоит уговорить все три личности Гоал провести повторную операцию для их объединения. Но нелегкое это дело — даму уговорить, особенно когда у неё раскалывается голова от боли после контакта с циркулярной пилой, всё ещё в гневе после очередного падения (память-то не повредилась), а в качестве бонуса — девушка невероятно голодна. В таких условиях игрок и начинает новое приключение в Депонии.
Хуза-а, что творят день-деньской.
Основным местом действия Chaos on Deponia стал Плавучий чёрный рынок в Ржавом море, который является пристанищем для контрабандистов, торговцев нелегальным товаром, подпольных ученых и хирургов, а также множества болезней и видов грибка. Отдельного упоминания стоит владыка тьмы, который имеет сеть ресторанов быстрого питания для привлечения и последующего похищения людей — Мактулху. Колоритное поселение, в общем.
Плавучий рынок по размерам превосходит город Кувак, поэтому в этой части была введена карта с точками быстрого перемещения, что делает процесс изучения каждой локации более комфортным. Увеличение масштабов отразилось на игре исключительно положительным образом, позволив разработчикам сделать головоломки более комплексными и интересными.
При этом наличие трех Гоал, каждая из которых поставила свое условие повторного посещения Дока для проведения операции, дает Руфусу и игроку три основные цели. Они идут параллельно, и решать задачи можно в любом порядке. Не понимаете, как устроить ужин без блюд из утконосов и с благоприятной атмосферой? Тогда почему бы не отвлечься и не заняться просьбой самой наивной Гоал? А пока распутываете цепь взаимосвязанных событий местного революционного (и пассивного одновременно) движения для выполнения новой задачи, скорее всего, поймете и решение головоломки с ужином.
Как и первая Deponia, игра не лишена множества мини-игр разного плана. И по-прежнему, если у вас отсутствует желание искать решение, их можно пропустить. Но это категорически не приветствуется, если хотите получить платиновый трофей, так как некоторые кубки рассчитаны на прохождение мини-игр.
В целом головоломки стали менее абсурдны, чем в первой части. Как правило, тут нет пустых диалогов и действий. Если Руфус вдруг встал и принялся напевать мелодию — это намёк на решение одной из задач. В диалогах помимо чёрного юмора и большого количества сарказма присутствует множество подсказок для текущей или будущей ситуации. Другое дело, что многие ветки диалога прослушать заново нельзя. Поэтому если не придашь значение рассказу персонажа о каком-то предмете, его знакомом или своем увлечении, есть вероятность, что позднее игрок будет решать головоломку методом последовательных исключений (другими словами — методом перебора предметов в инвентаре).
Присутствует и несколько задач, имеющих очень неординарное решение. Подобные головоломки внесли разнообразие в игровые ситуации, что не может не радовать.
Хуза-а, тут крутой хор.
Графическая часть Депонии, надо отдать должное разработчику, полностью прорисована вручную. Для анимирования отдельных объектов и персонажей студия использовала современную версию «целлулоидной анимации». Тут главное было соблюсти баланс между временем и объемом данных, которые предусмотрены для игры, и плавностью движений. Поэтому в среднем все анимации содержат от 8 до 12 кадров. Все локации детально проработаны, содержат множество мелочей, которые просто интересно рассматривать (а не только в поисках нужного предмета). Особенно выделяется дизайн главных персонажей: Руфуса, в образе которого присутствует налёт стимпанка, и Гоал, внешний вид которой специально сделали неземным. Девушка всегда должна была быть чем-то недосягаемым, что отражено и в её имени. Для раскрытия некоторых подробностей сюжета предусмотрены внутриигровые ролики.
Музыкальная составляющая тоже была достойно проработана: для каждой локации предусмотрена своя уникальная композиция, которая передает конкретное настроение или атмосферу. Между главами присутствуют песни серии «Хуза-а», которые исполняет сам Ян «Poki» Мюллер-Михаэлис, причем на разных языках. Его камео, кстати, можно найти в Chaos on Deponia, где на Плавучем черном рынке он представлен гондольером. Учитывая судьбу этого персонажа, нельзя упрекнуть авторов в отсутствии чёрного юмора и самоиронии.
Сюжет игры в целом изобилует чёрным юмором и иронией по поводу разных тем (причем почти в каждом диалоге). Содержит игра и множество отсылок как к первой Deponia, так и другим играм студии. Не забыли и про сериал Lost, фильмы The Terminator и The Fly. В целом у разработчика получилось снова создать увлекательное приключение, в котором интересно участвовать от начала до конца. Перевод у игры присутствует (только текстовый). Выполнен он на достаточно высоком уровне, однако содержит некоторые неточности (например, «мужчина моей мечты» переведен просто как «мужчина», и все в таком духе). Есть несколько непереведенных моментов, но они скорее исключение, и встречаются крайне редко и в незначительных ситуациях. Кроме того, все диалоги полностью профессионально озвучены.
Что касается самой главной составляющей версии игры для платформы PlayStation 4 — интерфейса и управления — то их полностью переработали для комфортного управления с геймпада. Свободно управляемый курсор полностью отсутствует — вместо этого ввели «точки интереса»: когда Руфус подходит к предмету или персонажу, с которым он может взаимодействовать, будет выбран автоматически, и появится специальное меню. Оно содержит три действия: применить текущий предмет из инвентаря, изучить точку интереса, получив комментарий от главного героя, начать диалог (если персонаж) или подобрать предмет (даже если он одушевлен). Внизу экрана также появилось меню с быстрым доступом к предметам из инвентаря — отныне не обязательно каждый раз заглядывать в свой карман, достаточно переключиться между доступными объектами в этом меню.
Переключение между несколькими точками интереса осуществляется с помощью R1 и L1. Такое решение на протяжении игры вызывает дискомфорт только в одной локации, где возможных точек взаимодействия было слишком много, и переключаться каждый раз для совершения действия стало достаточно затратным по времени процессом.
Управление Руфусом назначено на левый стик. Возможность посмотреть все интерактивные предметы в локации оставили и в этой версии. Диалоги и внутриигровые ролики можно при желании пропускать.
Подобное управление особенно понравится тем, кто не любил искать каждый предмет с помощью мыши (особенно небольшие детали окружения). Теперь они при приближении главного героя отмечаются специальным знаком, и игрок знает, что с ними можно взаимодействовать. Так в своё время я долго не могла решить головоломку с летающим утконосом, так как элементарно не видела кренгельс.
Был и единичный случай, когда переход между локациями перестал работать автоматически. До этого достаточно было подвести Руфуса к двери или границе уровня, и он самостоятельно проходил в следующую область. Однако ближе к концу игры протагонист наотрез отказался выходить из катера Бозо без нажатия кнопки действия. Этот момент не был критичным и на прохождение игры не влиял, но приходилось подводить каждый раз главного героя к единственной точке, где было возможным отдать ему команду.
Продолжительность игры полностью зависит от игрока. В целом приключение со знанием всех решений и без чтения диалогов можно пройти часа за 4. Если же играете в первый раз и ничего не пропускаете — прохождение может занять и все 20.
85 | Chaos on Deponia — это один из ярких представителей жанра point and click с увлекательной и запоминающейся историей. Версия игры для платформы PlayStation 4 была полностью переработана в плане интерфейса и управления, сделав его комфортным для игры с помощью геймпада. При этом проект сохранил и все свои главные достоинства: оригинальный игровой мир и проработанные персонажи (в том числе второстепенные), трудоемкая работа над визуальной частью и музыкальным сопровождением. В целом — это отличный шанс погрузиться в приключение уже на новой платформе. Разве что у вас плохая переносимость чёрного юмора, и вы против использования наивной девушки как живого громоотвода или не способны сделать консервы из… так, забыли. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PS4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Читайте также
Последние новости