Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор AI: Somnium Files

01.10.2019 15:05
Обзор AI: Somnium Files

Вы — детектив в мире не очень отдалённого будущего, работаете в специальном подразделении полиции, исследующим сознание подозреваемых. Это секретное подразделение с передовыми технологиям на вооружении, и очень эффектной начальницей, имя которой запомнить чертовски просто — Босс. Ещё здесь есть гениальный изобретатель и механик Пьютер, создатель технологии погружения в сознание человека и уникального глаза с искусственным интеллектом, «Айба». Владелец этого глаза вы — полицейский Канаме Дате, один из шести «синкеров», способных погружаться в сознания людей.
Канаме Дате — не унывающий мужчина, помнящий лишь последние пять-шесть лет своей жизни, и понятия не имеющий, как он лишился своего левого глаза. Место которого теперь занимает «Айба» — тот самый глаз с искусственным интеллектом, который позволяет использовать массу передовых технологических уловок: включать тепловое и рентгеновское зрение, «телепатически» общаться с ИИ и использовать его как телефон, использовать зум и… многое другое. Ещё «Айба», принимая облик довольно сексуальной девушки, хотя до Босс ей ой как далеко, является аватаром Дате в сознании подозреваемых.


В один не самый прекрасный день своей жизни, хотя он наверняка не так плох, как день потери левого глаза, Канаме Дате прибывает на место очередного предступления, где обнаруживает привязанную к карусельной лошади женщину по имени Сёко. Хорошо ему знакомую. Она жестоко убита колющим оружием и… в её лево глазнице зияет пустота. Неподалёку, в колонне карусели, вы обнаруживаете девочку подросткового возраста, сжимающую в руках ледокол — это Мидзуки, ваша сожительница, дочь убитой и вашего друга, Рена, владельца агентства по поиску талантов.
С этого момента и начинается история игры AI: The Somnium Files, наполненная массой интереснейших событий, головоломок и прекрасными персонажами, за каждого из которых вскоре начинаешь переживать. Игра то и дело вводит в историю новых героев, раскрывая их с новой стороны, а каждое следующее прохождение подводит нас ближе к истине — кто же убийца, лишающий жертв глаза, а затем и жизни, и как это связано с лишённым глаза детективом, роль которого мы выполняем.


Новые игры со сценарием от Котаро Утикоси, наиболее известного благодаря визуальным новеллам с головоломками Ever 17: The Out of Infinity, Remember 11: The Age of Infinity и Zero Escape, выходят не так уж редко, и частенько бьют в цель, радуя игроков запутанной историей, яркими персонажами, запоминающимися событиями и хитрыми головоломками самой разной природы. В Zero Escape было много логических и математических, а новая игра мастера — AI: The Somnium Files, решила сделать шаг в сторону от точного расчёта и обратиться к интуиции игрока.
Головоломки — а их здесь чёртова дюжина, иные с разными исходами и развилками — не теряют традиционной для игр Утикоси-сана логики, но догадаться об их решении можно двумя способами: методом всем известного научного тыка, и интуитивно, полагаясь на свои наблюдения и домыслы. То есть никаких формул и решения задач по физике для средних классов, всё куда более абстрактно, размыто, неоднозначно. Собственно, как человеческое сознание и мир снов — тут могут происходить самые невероятные вещи, не всегда имеющие связь с реальными событиями.

А поскольку все-все игровые головоломки расположены в сознании людей, преимущественно допрашиваемых подозреваемых, они совершенно уникальны и неповторимы, как их носители. Разработчики сполна воспользовались полученной творческой свободой и разрушенными рамками — ведь в Danganronpa и Zero Escape всё развивалось в относительной реальности, и было много ограничений, пусть вкрапления научной фантастики и давали простор для безумия. Теперь же последнего стало неограничено много, что повлияло как на игровую реальность, заполнив её массой пограничных шуток и забавных событий, так и на реальность в сознании допрашиваемых, создав для игрока 13-ть уникальных погружений.

Например, в одном из погружений мы оказываемся в создании Оты, местного паренька-отаку, помешанного на интернет-идоле Айрис, где он ведёт себя как персонаж героического аниме, с соответствующей фоновой музыкой, жаргоном, позами и действиями. Не бойтесь спойлеров, их тут не будет. Во всех погружениях игрок принимает непосредственное участие и действует в подсознании персонажа на протяжении шести минут реального времени, за которые и нужно решить поставленную задачу — открыть все ментальные замки. Для этого нужно взаимодействовать с предметами, интуитивно и логически догадываясь, с чем и как следует поработать.
Каждое действие в сознании персонажа отбирает определённое количество времени, вплоть до 100-200 секунд за раз. Это очень много, учитывая, что на прохождение головоломки у нас всего 360 секунд. Однако присутствует хак — штуки под названием TIMIES, получаемые за выполнение того или иного действия. Они бывают разного типа: целые числа, значащие количество секунд, или дробные числа вроде 1/2 и 1/8. «Таймис» заменяют своим значением количество секунд, требуемых для выполнения того или иного действия, зачастую выгодно сокращая затраты. Ведь применив «Таймис» 1/8 к действию с требованием 120 секунд, мы потратим всего 15 секунд. И даже «Таймис» [50] выгоднее, поскольку экономит аж 70 секунд. Применять эти фишки можно к любому действию, но в наличии их может быть не больше трёх.


Собственно на этом и построена основа головоломок, и их главная сложность — время и грамотное использование TIMIES. То есть, математика всё же имеет место быть, пусть и в качестве сопровождающей головоломку механики. В остальном же приключение в создании сводится к взаимодействию с объектами путём выбора действий из списка доступных. Например, можно поднять птичью клетку и надуть находящийся под ней воздушный шарик, чтобы услышать комментарий Дате: «Айба, вот бы у тебя были такие сиськи…», а можно попытаться его выкинуть. Шарик, не Дате.
Помимо погружения в сознание, расследования Дате также развиваются в реальности: мы катаемся по локациям, рассматриваем различные предметы и ищем улики. В процессе этого можно обнаружить множество интересных шуток и стать участником маленьких забавных диалогов, причём даже по возвращении на уже изученную местность, если с вами прибыл другой персонаж. На протяжении каждого расследования AI: The Somnium Files играет со зрителем-детективом-игроком в кошки-мышки, то подкидывая нам чертовски очевидные выводы, то заставляя разочаровываться в собственных дедуктивных способностях. Некоторые догадки всё же сбываются, тем самым вызывая положительные эмоции и позволяя игроку вновь поверить в себя, но на деле — это очередной финт глазами: воодушевлённый совпадением собственных домыслов и происходящего на экране, игрок вскоре оказывается раздавлен прессом обманчивой виртуальной реальности. Такая чехарда — своеобразная фишка проекта.

Мне кажется, она больше всего понравится именно тем игрокам, кто не только любит истории с головоломками, но и постоянно пытается предугадать события. Я так делаю практически во всех играх, это позволяет глубже погрузиться в происходящее, увлечься и испытать более яркие эмоции, радость от собственной правоты или удивление от ошибки. И, пожалуй, мало какая игра до AI: The Somnium Files была способна устроить такую мощную чехарду. Разве что финальные аккорды Danganronpa V3. То и дело здесь возникает вопрос: игрок играет в игру, или игра играет игроком? Скорее всего, оба ответа правильные.
Ещё в AI: The Somnium Files очень много самых разных отсылок, в том числе к другим играм. Например, когда знакомишься с Отой, он представляется «начинающим писателем романов по имени Одоин Кёма», что определённо является отсылкой к псевдониму главного героя визуального романа Steins;Gate Окабе Ринтаро, использовавшим псевдоним Хооин Кёма. В другом эпизоде, местная айдол-милашка Айрис реагирует на панду в парке: «О, чёрно-белый медведь! Надеюсь. Я не буду наказана». Впрочем, отсылка к Монокуме из Danganronpa как раз вовсе не удивительна.
А вот ещё одна знатная отсылка из первых в игре:

Самым очевидным, буквально с первых минут, достоинством игры является её визуальная презентация. Проект выполнен заметно более стильно и разнообразно, чем любая из предыдущих игр Котаро Утикоси или команды разработчиков Danganronpa. Хотя с этим можно поспорить, если игрок предпочитает 2D рисунки трёхмерным моделям… Поэтому сравним с трёхмерной Zero Escape: Zero Time Dilemma. В AI: The Somnium Files намного более аккуратные модели персонажей, хорошая и плавная анимация, неплохая проработка эмоций на лицах героев, отличные декорации. Словом, выросли и стиль, и качество ассетов. Трофеи же я не рекомендую читать до завершения всех веток прохождения, пропускаемых нет — вы можете когда угодно вернуться в любую точку, используя систему «сюжетного течения», подобную тем, что были в Zero Escape.
Подбираясь к итогу хочется сказать, что писательский гений Котаро Утикоси местами может и сбоить, на фоне каких-то очень гениальных детективных романов от мастеров пера, но среди видеоигр игры мастера выделяются хорошей проработкой происходящего, запоминающимися сценами и героями, которым искренне сопереживаешь. Такими были персонажи серии Zero Escape, и в AI: The Sumnium Files крепость связи игрока с героями только возросла, что положительно сказывается на эмоциях и впечатлениях. От игры сложно оторваться, я вот с трудом это сделал, переборов желание пройти несколько снов заново и получить пропущенные трофеи.
Теперь остаётся ждать выхода ещё двух новых игр, на которыми студия Too Kyo Games работает вместе с Grounding и Spike Chunsoft. Название одной из них уже известно, она была анонсирована в октябре прошлого года: Death March Club.

90 AI: The Somnium Files — самая яркая, необычная и захватывающая история Котаро Утикоси, достойная внимания каждого поклонника детективных и уникальный приключенческих игр. Однако чёртова дюжина слишком лёгких и коротких головоломок несколько огорчает, даже на фоне отличного сценария, прекрасной презентации и проработанных героев, каждый из которых загадочен, жив и интересен.
Ощутимым недостатком игры для отечественного игрока может стать отсутствие локализации, поскольку читать здесь нужно много, а главное — вникать в происходящее.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией Spike Chunsoft.

Источник

Последние новости