Для начала краткая предыстория: прошёл накануне Soma, игра зацепила, понравилась больше Amnesia - понял, что к этой игре я ещё не один раз вернусь. Стало интересно, как же её оценили на игровых порталах. И тут понеслось...
И в рецензиях, и в отзывах пользователей я часто сталкивался с одной и той же претензией - Soma не пугает, а значит, не хоррор, а следовательно, это плохая игра. Даже если оставить в стороне вопрос о том, что страх - штука субъективная, и игра кого-то ужаснёт, а кого-то нет, остаётся вопрос: чему люди считают, что главный критерий качества игры - максимальное соответствие определённому жанру? А как же атмосфера, интересный сюжет, игровой процесс, личные впечатления от игры? Ведь мы же не оцениваем фильмы и книги по тому, насколько точно они соответствуют заявленному стилю, это было бы просто глупо. Просто представьте, если бы литературный критик заявил бы: «Книга конечно интересная, но она издана в серии "Научная фантастика", а научностью там и не пахнет. Выше тройки из-за этого поставить ей нельзя».
А в игровой индустрии такое встречается повсеместно. Приоритет формы над содержанием настолько укоренился, что люди тратят больше времени на выявление критериев жанра РПГ, а не на обсуждение самой игры. Яркий пример - Mass Effect, который в своё время критиковали за систему диалогов и развития. Вы наверняка помните про "лишнюю пушку". Но разве игра от этого становится хуже, разве перестаёт Mass Effect от этого быть интересной космооперой? Мне кажется, что нет.
Другой пример - серия Fallout, по третьей и четвёртой частям которой не прошёлся только ленивый. Как часто вы видели претензии "Ну какой же это Fallout, тут прокачка неправильная, система диалогов кривая и вообще не изометрия/это шутан"? (оставим в стороне вопрос о других недостатках этих игр - речь сейчас о жанрах) А разве это главное для целостного восприятия произведения? Сами же геймеры постоянно твердят, что игры - это такой же вид искусства, как и кинематограф, музыка, литература... И сами же низводят игры до списка конкретных "должно быть" и "не должно быть". Может быть, таким людям стоит не играть, а по нескольку часов в день просто читать правила ролевых систем, да только удовольствия это не принесёт.
Проводя аналогии с другими видами искусства, можно прийти к простому выводу: размытие жанровых границ и уход от стандартов ведёт к развитию отрасли, а не к её гибели. Представьте, если бы критики заклеймили "Хроники Амбера" Желязны за то, что этот цикл не попадает под определение классического фэнтези или научной фантастики. Что было бы с Воннегутом, если бы читатели бросали его "Колыбель для кошки" со словами "Не, ну это же фантастика какая-то, она вообще не соответствует принципам серьёзной литературы!". Если бы, в конце концов, "Божественную комедию" Данте общество разгромило бы за то, что она не соответствует церковным канонам. Так почему же геймерам так нравится возиться с жанрами игр и спорить, корректно ли называть Deus Ex РПГ или это шутер? А ведь это ещё не говоря о том, что современные игры имеют склонность к объединению многих жанров! В общем, получайте эмоции от игр, а не играйте в экран прокачки.
30 ЛУЧШИХ ММО ИГР
Читайте также
Последние новости