Следующая новость
Предыдущая новость

Неснятые фильмы: "Человек-паук 4" Сэма Рэйми

Неснятые фильмы: Человек-паук 4 Сэма Рэйми

Сэм Рэйми не будет снимать «Человека-паука 4», а Питера Паркера сыграет другой актер, который вернет супергероя обратно в школу — это сообщалось в 2010 году в пресс-релизе студии Sony, который в каком-то смысле напоминал некролог. «Десять лет назад мы отправились в путешествие вместе с Сэмом Рэйми и Тоби Магуайром, — говорила Эми Паскаль, один из руководителей и продюсеров компании. — Вместе мы сделали три фильма про Человека-паука, задав новый стандарт для жанра. Когда мы начинали, никто и предположить не мог, что мы войдем в историю».

Что же случилось? У Sony и Рэйми был подписан контракт, они совместными усилиями уговорили Тоби Магуайра. Режиссер хотел реабилитироваться после «Человека-паука 3», ставшего самым кассовым, но далеко не самым любимым фильмом во франшизе. Студия же видела громадные финансовые перспективы — триквелу не хватило 110 миллионов до миллиарда, но аудитория комиксов росла, и сумма с девятью нулями казалась реальной. Вдобавок Sony заглядывала вперед, думая о пятой и шестой частях «Паука». Однако дальше планов дело не пошло. КиноПоиск вспомнил, почему этот фильм так и не состоялся и что общего у франшизы с нереализованным проектом Джеймса Кэмерона о Человеке-пауке.

Недружелюбные соседи

Для студии, замыслившей франшизу на годы вперед, исполнитель главной роли Тоби Магуайр оказался, мягко говоря, не подарком. Проблемы с ним начались уже после первого фильма. Перед съемками сиквела Сэм Рэйми попросил актера прийти к специалистам по визуальным эффектам, чтобы те просканировали его лицо и тело. Это нужно было для того, чтобы нанести на актера костюм «Человека-паука» во время выполнения трюков. Но Магуайр отказался, заявив, что он не готов выполнять сложную каскадерскую работу, запланированную по сценарию. Его представители даже выступили с официальным заявлением: «После съемок в двух фильмах, сопряженных с большими физическими нагрузками, Тоби испытывает дискомфорт в спине».

Студию Sony уверяли, что Тоби Магуайр получил травму на съемках фильма «Фаворит». Но продюсеры в это не поверили, посчитав, что актер и его агент юлят, надеясь выбить себе больший гонорар. Тогда Эми Паскаль с коллегами пошли на ответную хитрость, проведя срочную встречу с Джейком Джилленхолом. Едва ли студия действительно хотела поменять лицо франшизы, тем не менее встреча произвела нужный эффект. Магуайр, осознав, что рискует остаться за бортом, явился на сканирование, прошел медицинское обследование и извинился перед студией, так как никакой травмы не было. Впоследствии стороны решили закрыть глаза на конфликт. Магуайр даже получил солидную 13-миллионную прибавку к гонорару, а инцидент остался в истории в виде тонкой отсылки во втором фильме франшизы: после неудачного падения Питер Паркер ковыляет домой, держась за спину.

Агента, который надоумил Магуайра на нечистый финт, актер уволил. Вплоть до начала переговоров о четвертой части никаких проблем не возникало. Однако в 2008 году стало ясно, что Тоби может ловко вести дела с любым агентом. В этот раз он сослался на то, что скоро станет отцом, ему нужно больше времени проводить в семье. Съемки в блокбастере подразумевают обратное. Тут же в прессе появились сообщения, что беседы с агентами (да, их стало уже несколько) идут тяжело. Имела место даже такая цитата: «Тоби не уверен, что хочет сняться еще в одном „Человеке-пауке“».

Тогда же появилась информация, мол, якобы Эми Паскаль вновь подыскивает замену Магуайру. Студия требовала от нее до последнего пытаться сохранить Тоби, но Паскаль уже начинала просчитывать запасные варианты. Позднее слухи опровергли. В официальном заявлении Sony Pictures говорилось: «на роль Человека-паука, кроме Тоби, никто никогда не рассматривался». Магуайр в итоге получил контракт на два фильма и 50 млн долларов. В дополнение в соглашении прописали пункт, согласно которому актер сможет быть с женой и ребенком утром и вечером. На тот момент все снова вышли сухими из воды, но стало очевидно, что Тоби Магуайр не рвется быть дружелюбным соседом (так называлась отдельная серия комиксов о Человеке-пауке — Прим. ред.), пусть даже в интервью он с улыбкой 71opq7TIg4Y рассказывает о том, как ему нравиться супергеройское амплуа.

Когда с контрактами уже были Сэм Рэйми и Тоби Магуайр, на четвертый фильм еще не подписали Кирстен Данст. Из Sony так и сыпались утечки информации, разве что в этот раз посыл был следующим: «Sony никогда не возьмет новую актрису на роль Мэри Джейн, несмотря на проблемы Кирстен Данст».

Проблемы Кирстен Данст заключались в антидепрессантах, которые актриса усердно мешала с алкоголем. 25-летняя Данст переживала тяжелый разрыв с фронтменом группы Razorlight Джонни Боррелем. Британская Daily Mail тогда писала, что гитарист в один прекрасный день просто заявился к актрисе и сказал, что едет в Лондон, а она остается в Америке. Кирстен заперлась дома и не выходила на улицу несколько дней, погрузившись в глубокую депрессию. Выбиралась из психологической ямы Данст не самым надежным методом, и в итоге актриса угодила в лечебное заведение под названием Cirque Lodge. Там она проходила курс реабилитации. Заведение, к слову, прославилось в прессе тем, что приютило у себя Линдси Лохан. Другими словами, Кирстен Данст в то время четвертая часть «Человека-паука» не очень интересовала.

«Я не могу представить „Человека-паука“ без Кирстен. Конечно, можно снять фильм без Мэри Джейн, ведь Питер Паркер существует без нее, но Мэри Джейн — один из моих любимых персонажей. Будет обидно потерять ее. Надеюсь, Кирстен подпишется, потому что я планирую ее в сюжетной линии», — говорил Рэйми в интервью MTV.

Он открыто признавал, что съемки масштабных блокбастеров выматывают: все это огромное количество народа, гигантские павильоны, декорации. Режиссера также не впечатляла перспектива снимать два фильма за один заход. «Это будет настоящий тест на прочность. Возможно, только Питер Джексон знает, как тяжело снимать две части разом. Но если Тоби, я и все продюсеры оценят историю, растянутую на два фильма, и если Эми захочет снять два фильма за раз, то я сделаю это», — говорил Рэйми.

Режиссер трех фильмов про «Человека-паука», очевидно, устал, но он был готов снимать через не могу. Рэйми хотел исправиться и завершить рассказ на высокой ноте. Тяжелая работа и напряженный график не влияли на его мотивацию, зато влияла студия, с которой у Рэйми возникали пресловутые творческие разногласия.

Нежеланный Веном

Успех вскружил голову боссам Sony Pictures, и поспешные решения студия начала принимать задолго до ребута, появления в деле Марка Уэбба и погони за Marvel. После двух коммерчески успешных фильмов продюсеры решили побаловать фанатов. Они уговорили Сэма Рэйми ввести в повествование Венома, ведь поклонники комикса любят этого злодея. Режиссер не хотел этого, потому что ему не нравился инопланетный паразит, он не видел в нем человечности. Поэтому-то в планах Рэйми значился лишь Песочный человек. Но студия все же настояла на своем. Реакция аудитории не заставила себя ждать: и критики, и многие зрители сетовали на слишком большое число злодеев.

«„Человек-паук 3“ не сработал должным образом, — признал Рэйми в 2015 году. — Я пытался сделать хорошее кино, но не верил до конца во всех героев. От людей, любящих Человека-паука, такое не утаишь. Если режиссер кого-то недолюбливает, неправильно требовать от зрителя, чтобы он относился к персонажу по-другому. После „Человека-паука 2“ мы поднимали ставки, это нас и погубило. Нужно было придерживаться основных персонажей, развивать отношения и выводить их на новый уровень, а не пытаться задрать планку».

Сэм Рэйми не боялся говорить вслух. Он прямым текстом донес до Эми Паскаль свои мысли, но Sony это не остановило. Студия, наоборот, наняла тандем сценаристов, который должен был написать спин-офф про Венома. Руководителей компании даже не останавливало то, что Питер Паркер убил паразита с помощью гранаты. Они проталкивали версию с уцелевшим после взрыва миниатюрным фрагментом. Злодея вновь должен был сыграть Тофер Грейс. Это не нравилось не только Рэйми, но и самому создателю Венома Тодду МакФарлэйну. Ему казалось, что зритель не примет фильм с сугубо отрицательным персонажем. На студии же слепо верили в актерскую харизму Грейса.

Зато Рэйми нравилась злодейка Черная Кошка. Он хотел, чтобы девушка по имени Фелиция Харди появилась в четвертой части. В комиксах персонаж метался с темной стороны на светлую и то гадил, то помогал Человеку-пауку. Сэм Рэйми примерял этот образ на Энн Хэтэуэй. С актрисой начались переговоры, и студия Sony даже была готова ударить с Энн по рукам, но в последний момент передумала, решив, что Хэтэуэй стоит слишком дорого. Рэйми был не в восторге, а Энн позднее сыграла другую Кошку у Кристофера Нолана в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды».

«Я не удивлен, что Хэтэуэй отлично себя проявила в роли Женщины-кошки. Мне еще на прослушиваниях перед четвертым „Человеком-пауком“ нравилось то, что она делает», — с горечью констатировал Рэйми спустя годы. Ко всему в придачу руководство Sony постоянно давило на режиссера, настаивая на том, что фильм нужно выпустить летом 2011 года. В конце концов режиссер не выдержал.

Я устал, я ухожу

«Я не успею к назначенной дате. Я застопорился творчески. Это все», — этими словами Рэйми подвел черту под долгими страданиями целого штата сценаристов. Перед четвертым «Человеком-пауком» франшизу не по своей воле покинул Дэвид Кепп, писавший оригинал. На его место пришел сценарист «Зодиака» Джеймс Вандербилт. Также над скриптом работали Дэвид Линдси-Эбэйр и Гэри Росс. Свои правки после них вносил Элвин Сарджент, писавший вторую и третью части. Все они никак не могли угодить Сэму Рэйми, так что на студии Sony стали думать, что Рэйми буквально ненавидит то, что ему предлагают сценаристы.

Третья часть страдала от переизбытка злодеев, и четвертый фильм рисковал наступить на те же грабли, поскольку в питче за авторством Джеймса Вандербилта и Гэри Росса фигурируют Стервятник, Электро и переменчивая Черная Кошка. При этом в сценарии эхом отдавались сюжетные линии уже пройденных глав франшизы. Например, Стервятник должен был оказаться настоящим отцом Мэри Джейн. Из-за него у Питера и его возлюбленной намечалась размолвка. Но разве мы не проходили это с Гарри Осборном?

Также Человек-паук вновь сталкивался с кризисом веры в себя и свое дело. По плану в конце Паркер выбрасывал бы маску в реку, и на этом картинка уходила бы в затемнение. И, само собой, Стервятник, подобно Зеленому Гоблину, похищал тетю Мэй. Видимо, так сценаристы передавали привет доктору Отто Октавиусу. Неудивительно, что Сэму Рэйми не нравилось написанное. Даже постельная сцена с Черной Кошкой не скрашивала общую картину.

Рэйми и команда сценаристов перепробовали разные варианты. Одних злодеев отметали, других предлагали. Помимо Электро, Стервятника и Черной Кошки, всплывали Курт Коннорс, обернувшийся Ящером, и Человек-волк, которого можно было ввести, сославшись на бывшего жениха Мэри Джейн. Во второй части его сыграл Дэниэл Гиллис, и, если отталкиваться от комиксов, ему прочили неудачную космическую миссию, в ходе которой герой сталкивается с инопланетным вирусом.

Еще один злодейский вариант — Мистерио. Он рассматривался как замена Электро. Дабы избежать перенасыщения антагонистами, Рэйми сильно сократил роль. Об этом стало известно только в 2016 году, когда художник Джеффри Хендерсон выложил на своем сайте концепт-арты к четвертой части «Человека-паука». По его словам, Мистерио уделялся небольшой экранный отрезок, но он успевал повеселить зрителя.

Фанаты даже предположили, что злодея сыграет Брюс Кэмпбелл. Звезда «Зловещих мертвецов» появлялась во всех паучьих фильмах Сэма Рэйми, отсылая к его культовому зомби-муви, поэтому такой исход событий казался достаточно вероятным.

Тот же художник Хендерсон поведал, что Стервятник, на которого подписался Джон Малкович, рисовался как грозный, устрашающий противник, с каким еще не сталкивался Человек-паук. Рэйми просил его максимально уйти от образа старика в глупом зеленом костюме.

Поговаривают, что Хендерсон специально выложил концепты на своем сайте. Возможно, он сделал это в рамках скрытой рекламы нового фильма Marvel, в котором главный злодей — Стервятник. Не исключено, что в ход пошли наработки Сэма Рэйми.

Переписываниям сценария не было конца. Рэйми не нравилось ничего, проект завис. Когда ему казалось, что он близок к подходящему варианту сюжета, было уже поздно. «Я не смог вовремя собрать сценарий воедино, это моя вина. И я сказал студии, что не хочу делать фильм, который нельзя назвать хорошим. Я сказал, что, может быть, нам не стоит снимать эту картину. Делайте свой перезапуск, который вы и так планировали», — винил себя Рэйми в интервью изданию Vulture в 2013 году.

«Человек-паук» Джеймса Кэмерона

11 января 2010 года прогремела новость об отмене «Человека-паука 4». Эми Паскаль поблагодарила всю команду и отдельно Сэма Рэйми, который «уважительно отнесся к деньгам студии и не стал тратить их на фильм, в котором не уверен». Джон Малкович публично выразил свое разочарование тем, что дважды не попал в «Человека-паука» — ему предлагали сыграть Зеленого Гоблина до Уиллема Дефо. Тоби Магуайр сказал, что горд проделанной работой, однако инсайдеры сайта Deadline поведали, мол, Тоби нисколько не расстроило известие об отмене продолжения с его участием. «Это действительно был самый дружелюбный и недраматичный разрыв отношений. Я просто не уложился в дедлайн, не написал работающую историю», — подытожил Сэм Рэйми.

Самым интересным в этой истории было то, что, когда Sony объявила об отмене «Человека-паука 4», на руках у Эми Паскаль уже был сценарий Джеймса Вандербилта, в котором Питера Паркера отправили обратно в школу. Поэтому студия спокойно объявила о релизе летом 2012 года и перешла к активной стадии работы над фильмом. Выходит, что, пока Рэйми мучился над сюжетом четвертой части, Вандербилт уже работал над «Новым Человеком-пауком». Впрочем, перед премьерой фильма продюсер Мэттью Толмак утверждал, что речь шла не о готовом сценарии, а лишь о черновике. Главная интрига заключалась в том, что тогда многие фанаты еще надеялись, что Вандербилт использует в работе питч Джеймса Кэмерона, который достался Sony вместе с правами на экранизацию комикса о Человеке-пауке.

Свою версию истории режиссер «Чужих» и «Терминатора» изложил в 1991 году. Он писал ее для студии Carolco, занимавшейся вторым «Терминатором». Режиссер, не знающий промахов, предлагал сделать комиксы взрослыми и мрачными еще задолго до того, как это стало мейнстримом с легкой руки Кристофера Нолана. В его видении Питер Паркер после укуса паука менялся на биологическом уровне, и его организм вырабатывал паутину. Собственно, эту концепцию как раз и позаимствовал Рэйми, никак не упомянув Кэмерона в титрах.

В версии Джеймса Кэмерона супергерой Питер Паркер ругается матом, небрежно бросая «motherfucker», и занимается сексом с Мэри Джейн на Бруклинском мосту. Образ Человека-паука в видении Кэмерона отличался экспериментальностью и особым вниманием к половому созреванию, через которое проходят все подростки. Человек-паук хоть и супергерой, но пубертатный период не должен был обойти его стороной. К примеру, Кэмерон хотел заставить Питера Паркера подглядывать за Мэри Джейн. Человек-паук на ночь глядя подбирался к окну девушки, та выключала свет и, думая, что ее никто не видит, начинала раздеваться. Когда рыжеволосая героиня оставалась в одних трусиках и футболке, Питер терял концентрацию. В следующем кадре он уже летел вниз и падал в куст роз.

Намеки на пубертатные практики в питче Кэмерона были более чем прозрачными: «„Покрывало почему-то прилипло ко мне“. Оно приподнялось, Питера целиком и полностью покрывала липкая белая масса. Он буквально приклеился к кровати. Эта блестящая субстанция замотала его в постельное белье. Питер вскрикивает от испуга. Он с трудом освобождается из клейкого плена. Откуда это все взялось? Затем он замечает свои кисти рук...»

«Это был Человек-паук, которого мы все знаем и любим. В то же время каким-то образом у Кэмерона он выглядел свежо и по-новому», — говорил Стэн Ли об идеях режиссера.

На роль Человека-паука прочили нескольких актеров. Речь всерьез шла про Эдварда Ферлонга из «Терминатора 2», которому на тот момент было 15 лет. Также поговаривали про Леонардо ДиКаприо. К Лео даже обращались перед съемками фильма Сэма Рэйми, но он отказался.

Злодеем у Кэмерона значился Электро, но звали его не Макс Диллон, а Карлтон Стрэнд, и он представлял собой робота, функционирующего на чистой электрической энергии. Стоило ему прикоснуться к компьютеру или кабелю, он поглощал заряд вместе с информацией. Таким образом, Кэмерон с помощью метафоры хотел донести мысль, что информация — главное оружие и ресурс. При этом режиссер подчеркивал, что его злодей одинок и никогда не сможет найти утешение в ком-либо. В его версии Электро не мог прикоснуться к живым существам, не рискуя их жизнями.

Поговаривали, что во вселенной Человека-паука мог бы появиться Арнольд Шварценеггер. Его не было в питче Джеймса Кэмерона, но ходили слухи, что студия Carolco уже обсуждала с режиссером развитие франшизы. Шварценеггер мог стать доктором Отто Октавиусом, роль которого спустя десяток лет прекрасно исполнил Альфред Молина.

Увы, в то время к такому резкому развороту комиксового кино были не готовы. Тем не менее студии Carolco идеи понравились, она готова была запустить их в производство, пока внезапно не уперлась в юридические сложности. Оказалось, что вместе с компанией правообладателем являлась и студия Sony, которая не была готова на подобные эксперименты. Кэмерон пытался уговорить другого крупного игрока на рынке, студию 20th Century Fox, выкупить права, но ничего не получилось. Впоследствии права перешли к Sony, и компания обратилась к Кэмерону напрямую. Но тот уже был занят «Титаником».

«Я должен был запустить серию фильмов. Я написал объемную сценарную заявку, мне кажется, страниц 80—90, — вспоминал Джеймс Кэмерон в 2014 году. — Когда у Carolco дела пошли совсем плохо, права появились на открытом рынке, но я уже не гнался за ними. Я занимался „Титаником“ и другими вещами. В детстве для меня существовали супергерои и Человек-паук, стоявший особняком среди них. Поэтому то, что я не снял „Человека-паука“, вовсе не значит, что я захочу попробовать экранизировать какой-нибудь другой комикс».

Кэмероновский питч, к сожалению, так и продолжил пылиться в собственности Sony. Студия же решила довериться целиком и полностью версии Вандербилта с Ящером и быстрым переходом к расширенной вселенной.

В любой непонятной ситуации...

Задним числом в качестве возможной панацеи от его сценарных бед Сэм Рэйми называл Джосса Уидона: «В 1994 году я снимал вестерн „Быстрый и мертвый“. У меня была проблема со сценарием, и я пришел на студию и сказал: „Можете найти мне писателя? Я снял фильм, но концовка не тянет“. Фильм в итоге не сработал, но всплыло имя Джосса Уидона, который занимался „Баффи“. Я встретился с ним, показал ему фильм, и он помог мне за день решить проблему с концовкой. Я тогда подумал: „Черт, как же ты хорош! Ты бы мог переписать фильм и спасти картину целиком!“» Быть может, стоило обратиться к Уидону еще в 2007 году? Он бы мог спасти целую франшизу.

Последние новости