Все мы помним эту детскую забаву: собраться с друзьями у костра и пугать друг друга страшилками: «в чёрном-чёрном городе, на чёрной-чёрной улице…». С тех пор мы немного выросли, но желание пощекотать себе и друзьям нервы страшными историями осталось. DTF подготовил материал о том, как можно сделать это более современными способами: при помощи атмосферных настольных игр и ролевых систем.
Arkham Horror / «Ужас Аркхема»
Надо признать, что настолок в жанре хоррор в России издавалось не так уж и много. И «Ужас Аркхема» — пожалуй, самая известная из них. Изначально выпущенная в США в 1987 году, в 2005-м она была переработана и переиздана компанией Fantasy Flight Games, а в 2011-м добралась и до российских полок в локализованном виде. С тех пор она успела обрасти приличным количеством дополнений и снискать народную любовь.
Сюжет «Ужаса Аркхема» основан на произведениях Г.Ф. Лавкрафта, а в качестве главных боссов выступают так называемые «Древние» — спящие боги и другие космические сущности из созданной им мифологии. Чтобы не допустить прихода в наш мир одного из Древних, игрокам нужно будет путешествовать по охваченному паникой городу, сражаться с монстрами, собирать улики и запечатывать порталы в иные измерения.
Высокая сложность игры, непредсказуемые броски кубиков и постоянная нехватка времени и ресурсов уже сами по себе создают гнетущую атмосферу за игровым столом, но основная роль в этом вовсе не у них. Всё дело во внутриигровом тексте: на каждой карточке рассказывается небольшая зарисовка, происходящая с персонажем в текущей локации. Вот ваш Сыщик нашёл важную информацию в Историческом обществе. А вот ввязался в пьяную потасовку в баре и вышел оттуда с пустыми карманами. А на следующий ход — зашёл в открывшийся портал и отправился исследовать затонувший город Р’Льех. Череда таких зарисовок создаёт неповторимую историю, наполненную ощущением тайны и опасности, и делает каждую игру непохожей на предыдущую.
Так что с рекомендацией в начале статьи о приглушённом свете нужно быть поаккуратнее: читать во время игры придётся много, а в темноте читать вредно.
Eldritch Horror / «Древний Ужас»
Говоря об «Ужасе Аркхема», нельзя не упомянуть о его логическом «продолжении» — игре «Древний Ужас». В ней Fantasy Flight взяли за основу привычные механику и сеттинг и перенесли действие на более масштабную сцену: теперь Сыщикам предстоит путешествовать не по отдельно взятому городу, а по всему миру.
Из других существенных отличий — для победы над Древним теперь нужно не запечатать определённое число порталов, а выполнить несколько «квестов», наполнение которых варьируется в зависимости от выбранного Древнего. Где-то нужно прийти в определённую локацию и выполнить какое-то задание, где-то — собрать несколько жетонов улик, а где-то — победить особо мощного монстра. Ну и ещё одно немаловажное изменение: правила в «Древнем Ужасе» были значительно упорядочены и упрощены, что сделало игру легче в освоении.
Тем не менее, нужно понимать, что по своему жанру «Древний Ужас» — это всё такой же «Америтреш» со всеми характерными ему недостатками: время партии легко может растянуться на несколько часов, а генератор случайных чисел в виде кубиков может в любой момент сыграть с вами злую шутку и сломать всю игру. Какой бы идеальной ни казалась разработанная вашими Сыщиками стратегия, череда неудачных бросков кубиков способна разбить её в пух и прах.
В сети не утихают споры насчёт того, какой из «Ужасов» лучше, а количество сравнительных обзоров исчисляется десятками, если не сотнями. Так или иначе, большинство пользователей сходятся в том, что «Ужас Аркхема» чуть более атмосферный и хардкорный, а «Древний Ужас» — более современный, разнообразный и дружелюбный к новичкам. Выбор за вами: в настоящий момент на российском рынке обе игры активно поддерживаются издательством «Мир Хобби» и регулярно расширяются новыми дополнениями.
Dead of Winter / «Мёртвый Сезон»
«Мёртвый Сезон» предлагает несколько иной подход к игровому хоррору — как в плане сеттинга, так и в плане атмосферы. Здесь игрокам предстоит взять на себя роль выживших после зомби-апокалипсиса: собирать ресурсы и грамотно ими распоряжаться, отбиваться от толп живых мертвецов и стараться не допустить потерь среди членов колонии.
У каждого игрока в распоряжении есть собственный отряд выживших, а также собственные игровые цели. Помимо этого, есть также и общая цель, которая распространяется на всех игроков. В случае её выполнения — колония выигрывает, и игра заканчивается. Хитрость в том, что среди игроков может оказаться предатель, задача которого — незаметно саботировать общую игру и не дать колонии выиграть. Естественно, распределение «ролей» происходит втайне в начале партии, а о том, кто всё это время был предателем, становится известно только по её завершении.
Эта механика не нова: подобное, к примеру, уже использовалось в собравшей множество наград настольной игре Battlestar Galactica. Однако в «Мёртвом Сезоне» её поместили в популярный и очень подходящий для этого сеттинг и снабдили шикарным артом: от иллюстраций на карточках так и веет холодом и отчаянием. Постоянная борьба за выживание, нескончаемые атаки живых мертвецов и всё нарастающая паранойя среди игроков создают отличную хоррор-атмосферу для настольных посиделок долгими зимними вечерами.
Mansions of Madness, Ghost Stories, Bloodborne: the Card Game
К сожалению, не все настольные игры добираются до локализации на российском рынке. Ниже — несколько кратких рекомендаций по интересным проектам в жанре ужасов, которые пока не издавались на русском языке.
Mansions of Madness: Second Edition — ещё одна настольная вариация на тему мифологии Лавкрафта. Однако теперь игроки исследуют отдельно взятый особняк и параллельно пытаются не сойти с ума от открывающихся им ужасов и тайн. В коробке с игрой огромное количество компонентов: их хватит на многие часы игры и бесконечное число уникальных историй, не все из которых, правда, будут со счастливым концом. Также к игре идёт специальное приложение для телефона, которое позволяет игрокам объединять усилия в борьбе с «компьютерным» оппонентом.
Ghost Stories — это мрачный экшен в азиатском стиле: в ней четверо монахов защищают деревню от нашествия призраков. Чертовски высокая сложность игры и неотвратимость пришествия почти неуязвимого главного босса задают тон настоящей восточной истории о чести: как бы отважные монахи ни старались, им всё равно предстоит погибнуть в неравном бою с силами тьмы.
Bloodborne: the Card Game — это настольная адаптация всем известного хита от From Software. Игроки сражаются с монстрами, набирают опыт, улучшают снаряжение и спускаются всё глубже в зловещие подземелья Chalice Dungeons. Да-да, те самые, в которых в PS4-версии сидели самые сложные боссы во всей игре. Как и в оригинале, смерть здесь перманентна и неотвратима: погибшим героям придётся начинать всю прокачку заново, поэтому правильный баланс между агрессивным и оборонительным стилями игры здесь выходит на первый план. Также, прошедшей весной стало известно, что Bloodborne: the Card Game планируется к локализации в России силами компании Lavka Games.
World of Darkness RPG
Мы переходим от настольных игр к настольным ролевым системам, и тут нужно сразу сделать одну оговорку: при должном умении гейммастера и готовности игроков поддержать атмосферу, в хоррор можно превратить игру по любой системе. Страх неизвестности и ощущение нависшей угрозы могут творить чудеса: немного красочных описаний – и вот ваша партия исследует уже не маленькую эльфийскую деревушку, а застеленный густым туманом фэнтезийный аналог Сайлент-Хилла. Пара необъяснимых исчезновений экипажа, несколько жутковатых записей в бортовом журнале — и вот ваша космическая опера с лёгкой руки превратилась в спейс-хоррор.
Тем не менее некоторые системы изначально создавались с прицелом на мрачную атмосферу, и World of Darkness — как раз одна из таких. За время её существования с 1991 года выходило два больших издания: так называемый «Старый мир тьмы» и перезапуск вселенной — «Новый мир тьмы», также известный как «Хроники тьмы» (Chronicles of Darkness).
Сеттинг World of Darkness — это мрачное отражение нашей реальности, в котором живут могущественные сверхъестественные существа: Вампиры, Оборотни, Маги и многие другие. Собственно, основная линейка руководств по этой системе и состоит трёх книг — Vampire: the Requiem, Werewolf: the Apocalypse и Mage: the Awakening. Но помимо них существуют и другие руководства, дополняющие сеттинг новыми «расами»: демонами, големами и даже мумиями.
Базовая механика системы основана на бросках 10-гранного кубика, а сюжеты модулей обычно крутятся вокруг интриг, заговоров и борьбы за власть между кланами вампиров, племенами оборотней и магическими школами. Простые люди зачастую оказываются лишь пешками в этой игре. Даже если вы не являетесь фанатом серии Vampire: the Masquerade или фильмов «Другой мир», эта система как нельзя лучше подходит для создания приключений, пропитанных духом готического хоррора.
Call of Cthulhu RPG
Конечно же, Принц ужасов не мог остаться без настольной ролевой системы, посвящённой его произведениям. У Call of Cthulhu RPG тоже достаточно богатая история: первое издание было выпущено аж в 1981 году, и на данный момент свет увидела уже седьмая редакция правил.
В своё время эта система вызвала довольно сильный сдвиг парадигмы как у игроков, так и у гейммастеров. Тогда ещё небольшое настольное коммьюнити, возросшее на D&D с его эпическим фэнтези, всячески недоумевало: как игроки могут быть заведомо слабее противостоящих им сил зла, а сюжеты модулей — заканчиваться схождением персонажей с ума от открывшихся им ужасных тайн и осознания собственной ничтожности перед древними силами Космоса?
Это ощущение собственной хрупкости и беспомощности в некотором роде вшито и в саму механику системы: уровней у персонажей как таковых не существует, а показатель очков здоровья не увеличивается с прокачкой. Улучшаются только значения навыков, причём только в случае их использования — всё как в реальной жизни. Даже вероятность успеха отражается в процентах – система использует два десятигранных кубика в качестве основной механики. Что же касается сражений с монстрами, открытый бой зачастую оказывается наихудшей опцией, сулящей персонажу лишь мучительную смерть от клыков и щупалец, а вот проявление смекалки в использовании окружения, ну или просто бегство – самым верным способом выжить.
Многим и сегодня такой подход к ведению игр может показаться нестандартным, но если ваша партия готова окунуться в мифологию Лавкрафта и отойти от стандартной формулы «группа героев раскачивается до упора и затем спасает мир», то Call of Cthulhu RPG точно стоит дать шанс.
Dungeons & Dragons: классический модуль «Ravenloft»
Система Dungeons & Dragons изначально не задумывалась как хоррор; это, прежде всего, экшен-фэнтези. Но и на её основе можно успешно сотворить самый настоящий хоррор и довести игроков до принятия успокоительных. Тем не менее, некоторые модули для неё изначально задумывались как мрачные истории на стыке ужасов и фэнтези, и один из таких модулей — это классическое приключение Ravenloft. Впервые он был выпущен для первой редакции Advanced D&D и затем неоднократно переиздавался для каждой новой редакции. Wizards of the Coast даже отдельно выпускали самостоятельную настольную игру в стиле Dungeon Crawl с одноимённым названием.
По сюжету модуля игрокам предстоит пробраться в замок Рейвенлофт и положить конец тирании зловещего графа Страда фон Заровича (Strahd von Zarovich), терроризирующего окрестные земли. Небольшая деревушка Баровия никогда не видит солнца и окружена волшебным туманом, из-за которого несчастные жители не могут никуда сбежать. Из года в год им приходится терпеть атаки кровожадного графа и его прислужников, а особенно тяжело приходится молодым девушкам — в каждой из них бессмертный вампир пытается найти реинкарнацию своей давно погибшей возлюбленной.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, на основе какой известной легенды был написан этот сюжет. Однако, если вам давно хотелось провести мрачный модуль в духе Брэма Стокера, а игрокам — надеть на своих персонажей плащи и широкополые шляпы и как следует поохотиться на вампиров, то это классическое приключение точно не стоит обходить стороной.
Разумеется, приведённые в этой статье примеры – это лишь верхушка айсберга. Какие ещё настольные игры и ролевые системы следует добавить к этому списку? Делитесь своим мнением в комментариях.
Читайте также
Последние новости