Следующая новость
Предыдущая новость

Мнимый душевнобольной: Обзор Layers of Fear 2

28.05.2019 18:33
Мнимый душевнобольной: Обзор Layers of Fear 2

Если бы меня попросили охарактеризовать первую часть Layers of Fear одним словом, я бы назвал её странной. Сразу оговорюсь, для меня «странный» означает «способный удивить», а это хорошее качество для игры и особенно хоррора и, пожалуй, важнейшее для «симулятора ходьбы», если разработчики рассчитывают выделиться среди коллег. Работа над психологическим хоррором Layers of Fear 2, в свою очередь, стала закономерным, но требующим большей ответственности шагом польской студии Bloober Team. На пути к релизу сиквел что-то потерял, но и смог обрести что-то новое. Что именно? Об этом мы сегодня и поговорим.
Доведись мне описывать впечатления от одной-двух начальных глав (здесь они называются актами) Layers of Fear 2, я бы не смог ей поставить высокую оценку. «Пресным» и небогатым на события может показаться вступление, причём со второй половины игры темп резкими скачками изменяется к лучшему. Быть может, это сознательный шаг разработчиков, лучше подчёркивающий растущий эмоциональный заряд при приближении к развязке? Всё возможно. Однако, стремясь привлечь широкую аудитории заманчивым сеттингом круизного лайнера и, на первый взгляд, понятной отправной точкой истории, польская команда вступила в противоречия с привычной запутанной системой подачи сюжета, борьбой персонажей с внутренними демонами и постепенной подготовкой «почвы» для финала.
Сюжетно Layers of Fear 2 не имеет отношения к первой игре. Опускающийся в пучины безумия художник остался в прошлом, а мы на этот раз играем за актёра времён «золотого века» Голливуда, готовящегося к важнейшей роли своей жизни. Фигурирующий в трейлерах корабль хоть и является важным связующим звеном всех событий, периодически сменяется другими атмосферными местами действиями, связанными с ключевыми персонажами. Да и, наверное, было бы скучно провести всё время на одном судне – реальном ли, или рисуемом больным разумом протагониста. Ну а подробнее рассказывать о героях и сюжете я не буду, так как иначе будут неминуемы спойлеры.


Слова на доске перед каждым актом намекают на те особенности характера или прошлого, в которых будет копаться протагонист на этот раз
Как и раньше, первые часы игры, особенно у человека незнакомого с серией, могут вызвать ощущение напрочь отсутствующего смысла и логики. Впрочем, чем ближе к финалу, тем больше вы будете узнавать об основных действующих лицах и уже ближе к эпилогу сможете иметь в руках концы всех необходимых «ниточек», позволяющих распутать кажущуюся такой замороченной суть произошедшего. Или запутаться ещё больше – ведь всего концовок три, а как минимум две из них позволяют по-разному понять произошедшие события.
Кстати, в работе над игрой отметился Тони Тодд, сыгравший в двух сотнях фильмов и сериалов, но более всего запомнившийся ролью мстительного убийцы из ужастиков «Кэндимэн» по мотивам рассказа Клайва Баркера «Запретное». Голосом актёра в Layers of Fear 2 говорит загадочный режиссёр, подчинение или борьба с которым влияет на получение концовок.


Скажу честно, мне немного не хватало холста, на который в конце каждой главы художник из оригинальной Layers of Fear наносил новые детали своего будущего «magnum opus» (шедевр на латыни). Правда, на этот раз нам полагается каюта, где окажутся все важные предметы, собранные протагонистом – цилиндры для фонографа, постеры фильмов, в которых сыграл наш актёр? и даже кое-какие выловленные из моря вещи. Помещения будут также подвергаться впечатляющим трансформациям, соответствующими духу того или иного акта.
Самое загадочное место в каюте отведено постаментам для «жутких предметов непонятного назначения», запрятанных в самых труднодоступных уголках игры. На сопровождающую коллекцию записку можно и вовсе не обратить особого внимания, но связанные с вещами обстоятельства напрямую связаны с повествованием. Собственно, это, а также большое количество других необязательных записок и объектов, и позволяют полностью сложить все фрагменты сюжетного пазла. Не могу сказать, что пропустивший дополнительные детали игрок вообще не разберётся в истории, но отдельные его грани и глубина определённо останутся за кадром.


Больше чем симулятор спортивной ходьбы и бега
Геймплей Layers of Fear 2 особо не изменился со времён первой части. Иконки взаимодействия с предметами, манера открывания ящиков с «вытягиванием» их на себя – в конце концов, даже сами запирающиеся за спиной двери остались на месте. Чего стало больше, так это экшен сцен, на этот раз связанных с преследованием протагониста бесформенным монстром. Аллегорическое воплощение страхов главного героя может внезапно выскочить из ниоткуда, и тогда придётся убегать, закрывая за собой двери в надежде выиграть немного времени. Близкое знакомство с искажённым существом вызовет экран «Game over», но, к счастью (и к несчастью ищущих все спрятанные предметы игроков) автосохранения случаются достаточно часто.
Любопытно, что на этот раз некоторые необязательные или неосторожные действия также могут спровоцировать появление врага – замешкались, осматривая тело «убитого» манекена, вставили в проектор лишний слайд, превративший странноватое, но спокойное изображение ребёнка в искажённое нечто, и так далее. Такие эпизоды вносят дополнительный элемент тревоги в геймплей, что идёт атмосфере на пользу. Количество загадок также немного увеличилось, но примерно половина из них ограничивается поиском шифров к кодовым замкам от необязательных для прохождения помещений и сундуков. В любом случае, очень сложных головоломок не предвидится.


Атмосфера и соответствие игры жанру психологического хоррора заслуживает более тщательного рассмотрения. Начну с хорошего – визуальная составляющая оставляет очень приятные впечатления. За исключением невыразимо тёмного последнего уровня (а у меня даже битва за Винтерфелл в 8-м сезоне «Игры престолов» не вызвала дискомфорта), у Layers of Fear 2 приятная картинка, достойная работа со светом и постановка кадра в отдельных сценах. Отдельно мне запомнились стерильно белые коридоры палубы первого класса круизного лайнера, заливаемые кровавыми реками, и вымазанная раздавленными ягодами мебель, так же вызывающая ассоциации с кровью и внутренностями – выглядит это весьма жутко.
Хорошо справляется и звуковое сопровождение. Лишь повышение громкости, когда протагониста ловит бесформенный преследователь, смахивает на трюк из арсенала банальных скримеров. В остальном работа композитора и ответственных за звук людей заслуживает похвалы – особенно удачным получился отвратительный хруст суставов манекенов. Хочется также отметить и задающие настроение основные музыкальные композиции игры, а также звучащую в меню тему – последняя, наверное, вышло даже слишком экспрессивной и эпичной.
Беря уроки у лучших, не потерять индвидидуальность
Закончим же с умелым воздействием разработчиков на органы чувств и остановимся немного на конкретных вещах, которые будут пугать нас на протяжении 8-10 часов неспешного прохождения – примерно столько уйдёт на то, чтобы пройти пролог и 5 глав, тщательно обыскивая каждую локацию. Начиная со 2-й главы, тревожных и странных сцен в игре будет предостаточно. Для внимательных игроков и любителей кино приготовлено множество отсылок и даже прямых заимствований из знаменитых фильмов и, в частности, хорроров, включая «Сияние» по роману Стивена Кингу, японский «Звонок», «Волшебника страны Оз» и даже «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса – не зря же сквозной темой игры является кинематограф, а рабочее название Layers of Fear 2 долгое время звучало как «Project Méliès».

Отсылка к «Путешествию на Луну» Жоржа Мельеса – первому научно-фантастическому фильму в истории, получилась особенно красивым и эмоциональным эпизодом
Однако, как мне кажется, поиски вдохновения в чужих идеях, хоть и таких достойных, не должны оттенять собственную идентичность проекта. Не было бы в природе Layers of Fear 2016 года, пленившей своей самобытностью и странностью (не могу снова не использовать слово, прекрасно характеризующее игру), не пришлось бы говорить об ожидании подобной атмосферы от сиквела. Тем не менее, задействованный на этот раз инструментарий для вызова страха и дискомфорта ощущается более стерильным, проверенным временем, понятным и…заезженным.
Нельзя не коснуться темы и психических расстройств. В описании игры прямо задаётся вопрос: «Если ты отдаёшь каждой роли частичку себя, что в конечном итоге останется от тебя настоящего?». Чем не задел на историю падения в пучины безумия, близкой по духу трагедии художника из первой части? Если вы знакомы с ней, вспомните, были ли у портретиста «скелеты в шкафу» и грехи на душе? В Layers of Fear 2 у главного героя есть и психологические травмы и тяжёлое прошлое, но обоснованных причин сгорать от чувства вины и ожидать возмездия словно бы и нет. Как и нет прямых причин сходить с ума – всему виной кое-что другое, что я не могу раскрыть. Всё это объясняется ближе к финалу, но будто бы не оправдывает аллегорий и символизма некоторых сцен, поначалу наталкивающих на иные гипотезы и трактовки.


Сцена со «скелетом-циклопом» едва не стала сражением с боссом! Но не стала.
Наконец, я должен сказать про уже упоминавшиеся манекены, заметные на большинстве кадров геймплея. Можно назвать их одними из ключевых действующих лиц, наравне с главными героями. Они, действительно, несут в себе определённый символизм, стремятся испугать внезапным появлением за спиной, движениями с покадровой кукольной анимацией «stop motion» и конвульсиями в стиле Silent Hill. Они хороши, но приедаются – их слишком много и, к сожалению, их не до конца раскрытый потенциал от этого ощущается ещё острее. Но есть момент, всё-таки способный сделать их более зловещими в наших глазах. Некоторые эпизоды, воспроизводящие сцены из прошлого героев, позволяют чётко осознать, что в реальности на месте всех этих десятков и сотен манекенов были…мёртвые тела. Весьма мощная деталь, если о ней задуматься!
Игра была переведена на русский язык в виде субтитров, и к локализации у меня только одно нарекание – некоторые буквы в письмах и записках наслаиваются и заезжают друг на друга. Переведённые тексты остаются читаемы, но будем надеяться, что в ближайших патчах всё исправят.

70 Layers of Fear 2 получилась просто хорошей игрой, к сожалению, не дотянувшей до уровня первой части. Несмотря на это, детище Bloober Team всё-таки должно будет понравиться как фанатам работ студии, так и любителям атмосферных хорроров как таковых. Всё-таки то, что принято называть «симулятором ходьбы» – явление специфическое само по себе, но у польских разработчиков получился хороший представитель подобных игр, не лишённый разнообразия и множества интересных идей. Главная же проблема Layers of Fear 2 в том, что, пытаясь на этот раз угодить многим, создатели не рассчитали пропорций клише и понятных широкой аудитории вещей вместе с диссонирующей с этим фирменной атмосферой странности, бреда и безумия. В итоге – пострадала идентичность и, как ни странно, логика и чёткая структура игры.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости