Подходит к завершению 2021 год, и пришло время поговорить о лучших вышедших на его протяжении играх — о худших редакция уже высказалась в отдельном материале! — рассказать о нашем опыте и послушать ваши мнения. Несмотря на всемирную пандемию и массу возникших на её почве проблем, преимущественно организационного характера и на всех уровнях нашего социального муравейника, в 2021 году вышло немало интересных игр — несколько десятков так точно. Но сколькие из них заслуживают звания лучших?
Предлагаем сразу определиться с терминологией. Как вы знаете, мы позиционируем себя больше «кружком по интересам», нежели традиционным СМИ, поэтому предпочитаем руководствоваться личными ощущениями, полученными эмоциями и извлечённым из игр удовольствием больше, чем какими-то рациональными величинами, математическими формулами и пресловутой объективностью, существование которой в оценке творчества приближается к чайнику Рассела. Поэтому лучшие игры по версии нашей редакции — это игры, которые оставили наибольший след в нашей памяти, подарили самые яркие эмоции, заставили о чём-то задуматься, или просто попали в самое сердечко какими-нибудь осколками сценария, игровых механик или других аспектов.
Пускай в уходящем году у нас и не было очень громких релизов, но проектов которые приятно удивляли было предостаточно, да и нишевые игры тоже не оставались в стороне, стараясь выбраться из своих рамок и охватить большую аудиторию. В этот раз я хотел бы поговорить о своём личном топе игры 2021, не стоит удивляется если какая то игра, которая по вашему мнению однозначно заслуживает GOTY, не оказалась перечисленной. У каждого будут свои личные предпочтения, но от того и интереснее на них взглянуть.
Yakuza: Like a Dragon, уверен многие могут мне сказать, погоди, но игра вышла в ещё в 2020, и будут правы, но отчасти. Лично для меня она вышла когда добавили русскую локализацию. Что для данной серии игр действительно значимое событие небывалого масштаба. Новая часть сменила главного героя и отошла от привычной боевой системы, предложив нам пошаговые бои в духе Dragon Quest, что любопытно, это даже объясняется с сюжетной точки зрения. В остальном Yakuza всё такая же безумная и затягивающая в себя, когда до дикости нелепые ситуации могут переплетаться с серьёзной криминальной драмой про японскую мафию. Локализация к слову получилась довольно неплохой, и по моему скромному мнению каждый должен поддержать подобное начинания своим рублём.
It Takes Two, действительно очень интересная и самобытная игра, особенно в плане того, насколько много механик в ней и как грациозно они вплетены, постоянно сменяя друг друга и пересекаясь. Она вполне способна затягивать вас и не отпускать своим подходом, ведь всегда интересно что ещё вам предложат. То, что игру необходимо проходить исключительно вдвоём ей только к лицу, лучшим вариантом по моему мнению, это именно игра за одним телевизором. Мы с другом просто таки провалились на пару дней в детство, когда ходили друг к другу играть на SEGA или DENDY. Несомненно игра просто превосходно покажет себя если сыграть в неё со своей второй половинкой и дело даже не в романтике, а в уникальном опыте который она вам подарит. К слову сказать, своё GOTY игра уже забрала по версии The Game Award.
Ratchet & Clank: Rift Apart привлекала меня заранее, ведь первая часть вышла крайне удачной, хорошее лёгкое приключение с неплохим юмором и местами очень забавным оружием. Вторая часть тоже не разочаровала в этом плане. Сюжет стал чуть более структурным, картинка стала почти неотличимой от роликов на движке, да и быстрые загрузке даже стали использовать в геймпленом аспекте. Для меня она стала именно прекрасной игрой в своём изначальном значении. Многое в ней сделано таким образом чтобы вас не отвлекало что-то лишнее, даже трофеи выстроили таким образом, что платину вы сможете получить почти не заглядывая в лист призов. Но кого мы обманываем, именно милашка Ривет окупала для меня эту сделку).
Tales of Arise, именно эта игра лично для меня стала, главной игрой 2021 года. Мне очень нравится серия Tales of, в новой же части прямо отчётливо чувствуется развитие серии. Это долгожданный переезд на современный движок, игра стала избавляться от устаревших механик и в целом стала намного дружелюбнее к новичкам и западным игрокам. История вполне способна в свои кульминационные моменты пробить на скупую слезу, особенно если вы проникнетесь персонажами и их историей. Тут, они не будут ходячими клише, герои растут и развиваются в своих характерах и мировоззрениях, постоянно подкидывая вам новые ситуации и вот вы уже сами того не замечая следите за ними и сопереживаете. Tales of Arise очень чётко понимает кем и чем она хочет быть, и это отчётливо заметно. Сложно сформулировать какую-то конкретную деталь по которой игра стоит того чтобы опробовать её, лично для меня это было что-то эмоциональное, ей однозначно удалось тронуть струны души и подарить прекрасные воспоминания.
Я человек простой: если в году выходит игра от Ryu Ga Gotoku Studio и держит планку качества, мало что способно подвинуть её с пьедестала первенства. Вообще компания SEGA, несмотря на массу принесённого мне разочарования на протяжении лет, уверенно реабилитируется и частенько радует своими проектами. Проседает, подчас глупости какие-то творит, не возрождает великие хиты прошлого, но всё равно радует новинками и скромными переизданиями менее устаревших хитов. В 2021 году компания выпустила несколько классных игр, но главная из них — это потрясающая LOST JUDGMENT, которую я готов назвать моей игрой года.
Развивая идеи первой части, JUDGMENT, сиквел выводит игровой процесс, сценарий и мини-игровое насыщение на качественно новый уровень. Главный герой теперь становится консультантом в старшей школе, что открываем ему доступ не только к секс-символам Японии в матросках, но и к обилию занимательных побочных активностей — танцы, гонки на байках, охота за тайнами, и так далее. Новый боевой стиль внёс больше динамики в игровой процесс, который и в первой части был ощутимо шустрее, нежели в традиционных выпусках Yakuza, в которые Judgment уходит всеми корнями. Более того, LOST JUDGMENT достойна встать рядом с лучшими частями основной серии — Yakuza 0 и Yakuza 2. Рекомендую всем незамедлительно.
Второе место я легко отдаю игре, которая может и не заслуживает его из-за особенностей своего релиза — это расширенная версия прошлогоднего хита. Но она настолько хороша, а новый эпизод так захватывает и радует, что я готов плюнуть на любые условности, преграды и контраргументы. Прямо с вершины штаб-квартиры «SHINRA». Разумеется, речь о Final Fantasy VII REMAKE Intergrade — Episode INTERmission. Основная игра в этом издании тоже была затронута визуально и технически, похорошев в текстурах и производительности на консоли нового поколения. Сейчас обновление до этой версии доступно всем желающим, включая игроков, получивших Final Fantasy VII REMAKE для PlayStation 4 по подписке PlayStation Plus. За дополнение с Юффи придётся доплатить (оно ни для кого не было бесплатным), но оно того однозначно стоит.
Маленькая и юркая ниндзя-разведчица вносит свой шарм в историю, да разнообразие в боевую систему. В оригинальной Final Fantasy VII квадратную милашку Юффи можно было и вовсе пропустить, не догадываясь о самом существовании опции её найма в основную группу. Но в ремейке разработчики придали куда больше значимости всем второстепенным персонажам, а некоторых вывели практически на первый план, что исключительно хорошо сказалось на истории и погружении в неё игрока. Продолжаю искренне верить в будущее этого ремейка и серии Final Fantasy в целом.
На третьем месте в моём списке лучших игр 2021 года расположилась Tales of Arise. Игра вышла не без недостатков, но стала одной из немногих в своей серии, что пошатнули укреплённое адамантием основание пьедестала Tales of Phantasia, в безуспешной, но уверенной попытке сбросить с него мою любимицу. Тем не менее, «Восстание» — это отличная часть своей серии и достойная JRPG, способная привлечь к жанру новых игроков. Разработчики потрудились над долгожданным продолжением Tales очень достойно, в кои-то веки создав группу героев, где каждый участник умудряется запомниться и вырасти на глазах игрока, с первой встречи и до самого финала.
К сожалению, игра не лишена сопливых японских клише и злоупотреблений сценарными перерывами, но даже с гриндом здесь всё довольно неплохо. Если проходить на нормальной сложности или ниже, почти не возникает потребности дополнительно прокачивать свою команду, наматывая круги по полям, лесам и пещерам. А вот на высокой сложности, увы, такая потребность стремится к бесконечности.
Пусть «Ratchet & Clank: Сквозь миры» и не вошла в тройку лучших, но для меня она стала ярким источником игрового удовольствия и интересной платины. В этой игре очень хорошо буквально всё: художественная работа, дизайн локаций, сражения с противниками, идеи с перемещением через разломы, полёты на корабле между планетами. Но при этом от неё хотелось получить ещё больше, в частности — более грамотное и частое использование упомянутых разломов, которые на деле появляются лишь в нескольких местах, скромно напоминая о своём существовании. Конечно же, я говорю о геймплейном применении механики, а не о простых разломах с секретами, которые появляются чаще. В любом случае, новые приключения Рэтчета — это пушка, и лучший «родной» эксклюзив PlayStation 5 на данный момент. Массу удовольствия мне принесла и Returnal, но несколько вылетов, сломавших мне удачные забеги, основательно его приправили дёгтем.
Достойна отдельного упоминания ещё одна игра от Square Enix, и… она тоже не так чтобы новая для 2021-го. Здесь с вершины офисного центра «SHINRA» не плюнуть, но и своих высоких мест предостаточно, вроде симпатичного маяка в прибрежном городишке. Игра NieR Replicant ver.1.22474487139… может показаться кому-то странной, но находиться в ней безумно приятно. Классная атмосфера, разнообразные фрагменты с радикальной сменой игрового процесса, захватывающая история и безупречная музыка — это лишь несколько достоинств данной игры, при небольшом количестве её недостатков, вроде морально устаревшей графики и переизбытка беготни по миру.
На этом я не готов остановиться! Хочу отметить отличнейшую инди-пародию UnMetal от разработчика @unepic_fran — эта игра очень хорошо глумится над жанром стелс-экшнов, в особенности одной из его родоначальниц: первой частью Metal Gear, вышедшей в 1987 году. В дополнение к хорошему юмору и игровому процессу, игра содержит несложную платину, получать которую интересно. Жаль, что Disciples: Liberation не может похвастаться интересной платиной, зато в остальном игра удалась на славу. Результат превзошёл даже самые смелые ожидания — мы получили достойную тактическую RPG с неплохим искусственным интеллектом, хорошо поставленными боями, обилием возможностей и вариативностью сюжетной кампании, проходить которую и во второй раз не скучно.
Наконец, не могу не упомянуть ещё две классные игры, оставившие много положительных эмоций: Ys IX: Monsterum Nox и Xuan-Yuan Sword VII. Обе они происходят из популярных восточных серий, но если Ys на западном рынке хорошо известна с начала 90-х, то Xuan-Yuan Sword лишь недавно предприняла попытку его покорения, с выходом шестой части. То была пошаговая RPG классического типа, а вот седьмая стала этаким «ведьмаком по-китайски». Недавно она стала доступна во всём мире, я писал обзор по купленной в Азии версии с кривым английским переводом. Более того, в неё добавили русский язык!
Составив этот список, я не мог отделаться от ощущения, что он получается каким-то неправильным. Конечно, менять я ничего не буду, и тому есть объективные причины — я не прошёл Psychonauts 2 и Marvel’s Guardians of the Galaxy, хотя обе игры 100% потрясающие и наверняка достойны оказаться в пятёрке лучших этого года. Но я не считаю, что могу включить их в свой список, раз не прошёл. То же касается игры NEO: The World Ends With You, которую я купил на текущей распродаже за 2149р, а до этого прошёл демо и немного поиграл в релизную версию не со своей учётки.
Привет всем ценителям хороших игр! Определились ли вы со своими фаворитами в этом году? Поиграл во многие крупные релизы и делюсь мнением. Хороших игр для меня было много. Выбрать лучших из них трудно, так как в своём жанре выходили шикарные проекты. Поэтому, как и всегда, выбирать буду сердцем. Однако помимо тройки лидеров обязательно упомяну другие прекрасные игры, успевшие не только порадовать многих игроков, но и завоевать «Игру года» в крупных голосованиях.
Resident Evil Village была для меня самой горячо ожидаемой и свой диск с ней приобрёл на старте по предзаказу. Когда отправился в «деревню», то ходил с довольной улыбкой на протяжении долгого времени. Коллеги на работе это также заметили и стали расспрашивать о причине моего хорошего настроения. В итоге я раскрыл свою тайну и впоследствии в «деревне» прибавилось ещё несколько игроков. Все остались довольны этим приключением и я искренне порадовался, что Capcom сделала новую часть такой увлекательной.
Леди Димитреску — Богиня! Она стала лицом выпуска, вызвала большой медийный интерес и, как следствие, продала Resident Evil Village сотням тысяч, если не миллионам. Поэтому актриса, сыгравшая её, — Мэгги Робертсон — получила награду на The Game Awards заслуженно. Косплей и арты с Димитреску не иссякают до сих пор, а часть игры, посвящённая ей и её дочерям получилась самой интересной. Этот персонаж и замок Димитреску — основное блюдо новой части Resident Evil. Когда Запад ушёл в крайность и показывал женских персонажей грубыми и непривлекательными, Capcom вышла и поставила всех прогрессивных воителей на колени. Их Леди получилась сексуальной, женственной, стильной, и сильной. Мне было отдельно приятно узнать, что многие также любят фигуристых барышень.
Актриса, исполнившая роль Леди Димитреску, отвечает на провокационные твиты от фанатов.
Прошёл игру в общей сложности 6 раз и выбил в ней 100% достижений. Она мне ни капли не надоела, но режим «Наёмников» подпортил впечатление относительно ачивок. Эта аркадная беготня со стрельбой на время больше нервировала, чем доставляла удовольствие от геймплея. Однако, вдумайтесь: изначально основная часть была выполнена в таком духе. Если бы разработчики её не переделали в течение года до релиза, то вся эта история могла бы стать провалом. Хорошо, что создатели послушали своих тестировщиков и вместо аркадных пострелушек сделали упор на атмосферу и размеренный геймплей.
Можно сказать, что могущественные духи игровой индустрии направили разработчиков в правильное русло и позволили одной из великих серий продолжиться на высокой ноте. Меня это приключение на оставило равнодушным и теперь сильно жду завершения трилогии, начатой Resident Evil 7. Понимаю, что не вся восьмая часть получилась хорошей. Например, уровень в затопленной рыбацкой деревне чувствуется обрезанным, а монотонность локации Гейзенберга обратно пропорциональна харизме своего хозяина. Но в тоже время игра сделана качественно и с душой. Сейчас крупные издатели в большинстве гробят великие серии, а Capcom бережно и заботливо обращается со своим наследием. Отрадно такое видеть. В наше время это особенно ценно. Хочется рекомендовать другим издателям следовать указанному примеру. И если у топ-менеджеров лутбоксы и NFT-монетизация ещё не съела весь мозг, как какой-нибудь Т-вирус, то они обязательно ему последуют.
Косплей дочерей Димитреску от Кристины Бородкиной.
Forza Horizon 5 была обречена на успех. Уже более 13 миллионов игроков стали частью этого праздника. В предыдущем выпуске наиграл около 300 часов и выбил все достижения. Здесь тоже наездил немало: более 100 часов. И хотя обзор на игру написан, а все выполнимые на данный момент ачивки завоёваны, продолжаю с удовольствием проходить сезоны и кататься в удовольствие в качестве отдыха после работы. Должно быть, вы уже из каждого утюга слышали, что Forza Horizon даёт то, что ты хочешь. Это действительно так. Она ожидаемо хороша.
В то же время не поставил её на первое место в этом году, так как игра не предложила существенных инноваций. Доработанное управление, лучшее сцепление шин с разным типом поверхности, интересные трассы, а также сотни достоверно записанных звуков двигателей — это прекрасно! Но Forza Horizon 5, к примеру, не помешал бы какой-нибудь принципиально новый и увлекательный сетевой режим. Большинство имеющихся мне пришлись по душе, но почти всё это было в прошлом выпуске. А вновь добавленный режим «Тура» — ещё одна небольшая вариация на тему свободных многопользовательских заездов.
В игре встречаются баги, которые могут быть особенно неприятны для членов нашего сообщества — трофихантеров. Уже были две недели в сезонах, где невозможно было выполнить определённые испытания, связанные с достижениями. Но разработчики активно занимаются своим детищем. От них буквально каждый день идёт обратная связь и конкретная информация по исправлениям. Пусть проблемы есть, но они решаются. Однако, вопреки указанным недочётам, Forza Horizon 5 остаётся шикарной игрой. У неё нет конкурентов — это лучшее, что есть в жанре на текущий момент.
Хотелось бы, чтобы другие компании тоже взялись за качественные аркадные гонки. Это пошло бы на пользу всем: мы бы получили больше разнообразия, а серия Forza Horizon получила бы стимул активнее развиваться. Как бы то ни было, пятая часть стала настоящим систем-селлером и тайтлом, продающим основной сервис Microsoft Xbox — Game Pass. Игроки здесь в абсолютно выигрышной ситуации: эту дорогую, отлично играющуюся аркадную гонку, многие получили по подписке. Успех Forza Horizon 5 и форма её распространения через Game Pass стали дополнительным гарантом долгой поддержки проекта разработчиком. Также они обеспечили ей стабильный и большой онлайн на годы вперёд. Что же, спасибо Microsoft за этот автомобильный праздник. Будем дальше наслаждаться ездой по Мексике и ждать крупных дополнений.
Marvel’s Guardians of the Galaxy получилась сюрпризом. Все ждали слива в духе прошлогодних Marvel’s Avengers, но игра оказалась намного лучше. Это по своей сути совершенно другой проект: одиночная сюжетная игра с упором на взаимоотношения героев, шикарную постановку и богатый дизайн. В своём обзоре критиковал её геймплей, но игра меня зацепила. Почему? Потому что сценаристы сделали глубоких и живых персонажей. Они получились лучше, чем в фильме. Со временем они меняются и их команда выходит на новый уровень.
Сделал два полных прохождения Стражей Галактики с русской и английской озвучкой. Вместе со всеми достижениями это заняло у меня около пятидесяти часов. Считаю, что это достойный показатель для коридорной, скрупулёзно срежиссированной игры с тонной занимательных диалогов. Уже на втором заходе удивился тому, сколько внимания здесь уделили деталям. Музыка подобрана с точностью до отдельных слов, чтобы подчеркнуть драматические и комедийные сцены истории. Игру эффектно подают с художественной точки зрения.
Саундтрек этого проекта, наверно, самый сильный среди всех в этом году. Прекрасные песни, ставшие классикой, возможно, будут понятны не всем, но за душу этот аккомпанемент берёт сильно. Также мне понравилось, что игру сделали технологичной. Во-первых, у неё хорошая графика и хорошее разнообразнее детализированных локаций. Динамичное освещение и HDR выполнены на высочайшем уровне. Отдельно стоит отметить звук: было бы даже странно, если дорогой и узнаваемый саундтрек Marvel’s Guardians of the Galaxy представили не в высоком качестве. К слову, две отмеченные мной выше игры также обладают шикарным звуком, поддерживающим, к примеру, тот же кодек Dolby Atmos.
Песочницы в открытом мире, подающие себя как сюжетные приключения утомили. Представители этих пагубных веяний размазывают крохи неубедительного и плохо поставленного сюжета на 100 и более часов однотипного геймплея. Marvel’s Guardians of the Galaxy в свою очередь показывает, что гораздо лучше, когда сюжетная «сингловая» игра проработана в ключевых деталях. А это сценарий, личности героев, их взаимоотношения и постановка. Стражи проходятся за 18-20 часов, но впечатлений дарят несравнимо больше, чем «вовлекалочки» от той же Ubisoft.
Marvel’s Guardians of the Galaxy, победившие в номинации «Лучший нарратив» на The Game Awards.
К концу второго прохождения игра начала утомлять, так как геймплей выдыхается и не даёт достаточного челленджа. Однако дополнительным плюсом проекта для меня послужили харизматичные персонажи второго плана. В кои-то веке мы имеем дело не с проходными статистами, а с классными ребятами, даже с русскими собаками-космонавтами (хоть я и котик, но тоже считаю Космо хорошим мальчиком). В общем, все кто поддержал проект — молодцы. Пусть издатели, даже такие зацикленные на прибыли как Square Enix, видят, что нам нужны сюжетные, красивые, однопользовательские игры.
Теперь, как и обещал вначале, кратко расскажу о других замечательных играх 2021 года. Конечно, это в первую очередь It Takes Two. Она получила «Игру года» на The Game Awards, и я безмерно рад за этот проект и её создателей. Заслуженно! В конце концов это лучший игровой опыт для локального кооператива. В своём обзоре отметил её высокой оценкой, но не забыл и пожурить за недостатки. Сюжет здесь прост и в конце персонажи ни к чему не приходят. Они хотели развестись, и что в итоге? Всё осталось также! Совершенно непонятно, за что страдала бедная слониха! Этот проект один из самых ярких и запоминающихся в этом году. Но, к сожалению, где-то с середины прохождения этой, на удивление, продолжительной игры, я начал скучать. Возможно, дело было ещё и в том, что скучать начала и моя напарница, не привыкшая к таким игровым забегам. Но даже она оценила выдумку и художественное мастерство Юсефа Фареса.
Psychonauts 2 вышла потрясающей! Приключения Раза получили от меня высокую оценку, а оригинальность проекта и вовсе заткнула за пояс всё, что выходило в жанре за последнее время. Её сюрреалистические миры-шкатулки просто взрывают мозг. Геймплейно и визуально игра также вышла отличной. Но этот проект с трудом цепляется за массовую аудиторию, так как имеет специфический визуальный стиль. Вместе с тем, он воспринимается как дорогой арт-хаус. Считаю, что эта игра заслуживает внимания каждого. Здорово, что в итоге к ней решили сделать субтитры на русском языке. Ещё больше наших игроков оценят этот шедевр. Что касается меня, то тут свою лепту внесла вкусовщина. Мне важен не только хороший геймплей и оригинальность, но и эстетика. Стилистика Psychonauts проработанная, но чудаковатая. Также платформеры — не самый любимый мною жанр. В итоге Psychonauts 2 очень порадовала. Также прошёл её со всеми ачивками, но другие проекты впечатлили меня сильнее.
Как любитель японских игр попросту не могу не отметить великолепную Shin Megami Tensei V. Растворился в ней на десятки часов. Её геймплей, атмосфера и дизайн — чистая эссенция эндорфинов. Хотя это лучший выпуск серии, продвинувший её значительно вперёд, всё же кое-чего здесь не хватает. Герой — молчун. Данное клише порядком надоело.Также выбор, делаемый в процессе игры, в большинстве случаев, ни на что не влияет. Свою ложку дёгтя добавила и платформа, эксклюзивом которой стала эта игра — Switch. Всё смотрится хорошо и играется плавно, но могло бы быть ещё лучше. Просто компания Nintendo как всегда выжимает максимум прибыли при минимуме затрат на железо, и теперь мы снова вынуждены сталкиваться с ограничениями. Продажу крупной мультиплатформы на своей системе они в очередной раз зарубили. Возможно, в ближайшем будущем они всё же сподобятся на выпуск более производительной версии своей крайне успешной Switch (уже продано более 100 млн юнитов).
Ещё одна знаковая игра вышла впервые в этом году как раз таки на Switch. Мой коллега, Виталий «vio-deni», ещё в 2019 году отмечал её как одну из лучших года, но для другой платформы. В данном случае речь идёт о The House In Fata Morgana - Dreams of the Revenants Edition. Эта визуальная хоррор-новелла выделяется даже на фоне своих коллег в поджанре приключенческих игр. Самобытная, романтичная, окутанная мрачной аурой смерти и рока — эта история не оставит равнодушным никого. Любители оглядываться на средний рейтинг «Метакритика» могут спать с ней в обнимку хоть вечным сном — 97 из 100. Если хотите попробовать такие приключенческие игры, то The House In Fata Morgana станет вашей лучшей подругой.
Справедливо говорят, что игры, вышедшие вначале года, зачастую теряют шансы стать игрой года. Он их забывают в первую очередь массовая аудитория и пресса. Однако рядовые пользователи, простые работяги и скромные любители лысого из «Бразерс» помнят о той же Hitman 3, отжигавшей в январе, и упоминают её в числе лучших в 2021-ом. Со своей стороны я вспомню ещё одного интересного «джокера», вышедшего вначале года и обречённого быть забытым в конце — Little Nightmares II. В своей нише атмосферных хоррор-платформеров этот проект отлично себя показал. Лично мне больше всего понравилась в ней реализация «environmental storytelling'а», где объекты и окружение расставлены таким образом, что без слов рассказывают интересную историю. Этот приём разработчики вывели на ещё более высокий уровень, передав характеры героев их поведением, а некоторые сюжетные повороты дополняя красноречивой музыкой и звуками.
Эта знаковая игра в рамках уходящего года, да и в целом для поджанра. Однако есть ряд причин, почему она не может соревноваться с лучшими. Во-первых, проект слишком короткий. Понимаю, что разработчики тщательно продумывали каждую сценку и комнату, но это приключение получилось слишком скоротечным. Да и реиграбельность здесь небольшая. Во-вторых, геймплей вышел слишком простым. По сути перед нами платформер, но сами прыжковые механики сделаны упрощённо. Таким образом проект можно советовать поклонникам первой части и любителям атмосферных приключенческих игр, но на фоне других представителей жанра он просто меркнет (It Takes Two и Psychonauts 2). Последние получились и вовсе выдающимися, а у Little Nightmares II, очевидно, не тот бюджет чтобы хоть как-то с ними посоревноваться.
Metroid Dread мне, конечно, понравился. Купил и прошёл его на старте на 100%. Но всё же эта игра больше копирует саму себя многолетней давности. Такие метроидвании последних лет как Hollow Knight и Ori впечатлили меня значительно сильнее в своё время. Как бы то ни было, игра получилась хорошей и, пожалуй, лучшей для любителей этого интереснейшего жанра в этом году. А что касается почётного упоминания, то им я бы удостоил Death’s Door, The Artful Escape, Tails of Iron и Microsoft Flight Simulator. Это интересные проекты, подарившие мне сладкое время за консолью. Но так сложилось, что итоговые впечатление от них получилось менее ярким, чем от игр выше.
Вот такой насыщенный для меня вышел 2021 год. Если бы сыграл в Returnal, Ratchet & Clank: Rift Apart, Dethloop, Disco Elysium: The Final Cut и Loop Hero, то, возможно, добавил бы их в свой топ лучших. Однако могу говорить только о том, что прошёл лично. Почти во всех указанных выше проектах я выбил 100%. Эти игры подарили мне множество приятных и волнительных часов. Поэтому теперь рад вспомнить их в числе лучших, подводя итоги года. Не стесняйтесь делиться своим развёрнутым мнением по теме в комментариях. Удачи!
Самые интересные игры 2021-го (по моему скромному мнению)
Пора уже подвести итоги года. Честно говоря, 2021-й вышел пресным и мелководным. Впрочем, это не отменяет того, что любопытные игры нашлись, а вдобавок была куча времени, чтобы нагнать старые вещи. Однако здесь мы поговорим именно про новинки, и я расскажу о проектах, которые, на мой взгляд оказались самыми интересными в 2021-м.
Прежде чем мы перейдем к номинантам, уточню несколько моментов по поводу того, кто и как сюда попал. Здесь я буду говорить о самых интересных играх, а не лучших. В чем разница? Не все они должны быть прорывом или техническим совершенством, но если они по той или иной причине мне запомнились, то они окажутся здесь. Понятно, что буду говорить про те вещи, что проходил, или хотя бы потратил на них достаточно времени. И кроме того, не могу ни один проект однозначно назвать игрой года. А теперь, погнали!
«Личностный рост культовой игры»: Psychonauts 2
Psychonauts – франшиза тяжелой судьбы. Первая часть продавалась с огромным скрипом и удостоилась лишь спустя время статуса культовой. Да и вторая часть сколько времени прыгала между издателями и переносилась. Стоило ждать сиквел? В общем-то, да.
Продолжение не получилось идеальным. Сюжет накидывает слишком много персонажей, да и игровая система порой мелковата. Зато миры вновь получились изобретательными и визуально, и с точки зрения дизайна. Офис, покрытый зубами. Бумажный город посреди чернильного моря. Город микробов внутри старого ботинка для боулинга. Это же все замечательно! Вдобавок, в сравнении с прошлой частью невероятные локации складываются в единую, цельную историю. И, как по мне, это ключевое достижение сиквела.
«Поясни за философию»: Forgotten City
Опять моя любимая зарисовка, когда несколько энтузиастов делают игру, более интересную, чем иные ААА-проекты. Forgotten City как раз из этой категории. Вообще игра выросла из модификации к Skyrim, и теперь она воплотилась в самостоятельный проект.
Интрига проста и эффективна: римский город, где за преступления одного человека расплачиваются все жители. Как отсюда выбраться? Кто построил это место? И в чем сущность закона? Ответы на эти и другие вопросы игрок должен будет найти в проклятом городке. С точки зрения сценария игра отлична. Игроку дают привыкнуть к ситуации и только потом начинают ломать ему картину мира. Да и вообще, неслыханное дело, что в сюжете видеоигры есть сквозная тема. Закон как философская идея пронизывает Forgotten City и при этом не скатывается в скучные нравоучения. Зато дадут подискутировать на вечные темы (жаль, что на трезвую голову).
«Карты, рогалик и… улитки»: Griftlands
Вот уважаю студию Klei Entertainment. Хороший пример команды, у которой хватает бюджетов на проекты и при этом разработчики не боятся пробовать новые жанры. С Griftlands они залезли сразу в две модные категории: карты и «рогалики». Каков результат? Занимательная ролевая игра с интересными карточными боями. Действие разворачивается не в жанре банальных «подземелий и драконов», а на далекой планете, где нравы Дикого Запада соседствуют с бластерами и одомашненными ездовыми улитками. Да и карточны столкновения хороши: три героя и множество механик, которые продуманы с точки зрения читаемости и понятности. Уж точно на порядок лучше, чем в «Черной книге».
«Амбиции – есть, заслуги – еще впереди»: Old World/Humankind
Да, в эту категорию я записал две игры. Sid Meier’s Civilization – серия непотопляемая и давно стала явлением привычным. И мало кто из игровых студий пытается влезть на ее поляну. Тем не менее, в этом году нашлась парочка наглецов. Первая игра – это Old World от дизайнера четвертой «Цивы». Вместо охвата всей истории человечества она фокусируется на двух веках античности и предлагает игроку вжиться в роль вполне смертного правителя. Вы можете сколько угодно совершать подвиги от лица одного члена династии, но однажды трон уйдет к наследнику, и лучше бы он не похоронил все достижения. А тут еще вдобавок есть куча влиятельных родственников, с которыми приходится договариваться.
Что же до Humankind, то это игра от любопытной студии Amplitude, которая до того набила руку на стратегиях вроде Endless Legend и Endless Space. Проект по размаху близок к «Циве»: мы ведем народ от охоты на мамонтов к полетам в космос. Но здесь почти каждая идея первоисточника как-то интересно обыгрывается. Так, вы не выбираете одну нацию на всю партию. Вместо этого со сменой эпох можно принимать новую культуру и с ней менять стиль игры. От вдумчивого строительства египтян переходим к земледелию кельтов и затем к экспансии тевтонов.
Но после хвалы Old World и Humankind хочется все же сделать несколько оговорок. К сожалению, игры постигла та же проблема, что и все глобальные стратегии: они делаются на вырост. При том, что претенденты полны хороших задумок, они пока не цепляют надолго. В каждой игре я провел по четыре партии, и этого хватило с лихвой. Так что лучше подождать дополнений и патчей, наверняка дело наладится. В отношении Humankind я уверен. Amplitude свою предыдущую игру, Endless Legend, дополнениями превратили из хорошей стратегии в отличную.
«Как влитая»: Metroid Dread
По-настоящему отличные игры – те, после которых тяжело погружаться в проекты похуже. Metroid вернулась из двадцатилетнего отпуска и революции в жанре не произвела. Однако это нисколько не исключает того, что новая часть, Dread, отлично исполнена. Исследования, декорации, способности и самое главное – управление. В игре просто приятно бегать и прыгать. Отскоки от стен, подкаты и скорость – все сделано как надо. Не знаю, как еще передать, насколько в Metroid Dread. Для сравнения приведу Guardians of the Galaxy, которая на ПК управлялась как кирпич, намазанный салом.
«Чистая форма»: Death’s Door
Эту игру можно назвать торжеством принципа «делай то, что умеешь». Титул «прорыва» Death’s Door не грозит, в ней нет ни одной инновационной идеи, и в целом она похожа на классические приключенческие игры вроде The Legend of Zelda. И тем не менее, это одна из лучших игр года. Ее игровая система вычищена от мусора, всякая механика и всякий предмет здесь к месту. Есть прокачка здоровья, но при этом Death’s Door не дает игроку «разжиреть» и сражения до самого финала бросают вызов. Есть скромный набор гаджетов, но все они используются вплоть до конца игры. И наконец, у Death’s Door чертовски приятная графика, которая предельно осторожно обращается с цветом и выглядит всегда четко, без «мыла». Получается в итоге маленькое, но хорошо исполненное приключение.
«Завораживающая горящая мусорка»: Cruelty Squad
Как минимум восхитительна эта игра тем, какую реакцию у окружающих она вызывает. Cruelty Squad выглядит как модификация к первой Half-Life, которую делали школьники без чувства вкуса. Кислотные текстуры, будто нарисованные в Paint. Странноватая электроника в качестве саундтрека. И ахинея, заменяющая собой сюжет и диалоги.
Но стоит привыкнуть к этому аудиовизуальному издевательству, как обнаруживаешь за ним занятную игру в стиле первого Deus Ex. Причем авторы беспощадно выкинули из жанра все условности. Творите, что хотите на уровне, никакие последствия или система морали вас останавливать не будут. Не ломайте голову над системой тревоги: противники нападут на вас, как только увидят. И к этому всему добавляется куча гаджетов, с которыми уровни можно проходить самыми изощренными способами. К Cruelty Squad определенно нужно привыкнуть, но эта издевка над чувством прекрасного мало на что похожа и тем хороша.
Напоследок: в общем, для меня этот год вытащили именно нишевые игры. Поголовно все блокбастеры успешно вызывали только отторжение. Тот же Far Cry 6 сделал комбо: отбил у меня всякий интерес и к серии, и к открытым мирам, и к сюжетам про революции. А вот маленькие игры радовали, каждый по-своему. Одни были хорошо исполнены, другие же давали порцию оригинальной дичи. И больше всего у меня надежд, что в новом году снова встретятся остроумные проекты, где правит творчество, а не списки, таблицы и финансовые отчеты. Вот и все, что хотелось сказать. Всех с наступающими праздниками!
Заметил одну закономерность: если Capcom выпускает Monster Hunter, то в год его релиза я обязательно отправляю этот проект в свой персональный топ лучших игр года. Monster Hunter Rise ожидаемо смогла оттяпать у меня два с половиной десятка часов свободного времени. Я буквально пролетел игру ради обзора и отправился поглощать следующий проект. Если бы у меня было много свободного времени, я не сомневаюсь, что 25 часов запросто превратились бы в 250...
В MH Rise столько интригующих экспериментов по части геймплея, что даже не верится, как Capcom решилась на них. Ездовые собачки паламуты, обороны деревни в формате защиты башен, прутожуки и т.д. Свежих механик и находок могло хватить ещё на пару релизов! И здорово, что японские разработчики не стали жадничать. В итоге Monster Hunter Rise получилась красивой и увлекательной игрой, которая смело может встать в один ряд с лучшими хитами из библиотеки Switch.
Мне пришлось 9 месяцев ждать релиза Loop Hero на Switch, но это того стоило. Нашумевшая инди-игра идеально подходит для портативного формата! Не уверен, что смог бы долго сидеть за ней на PC, хотя именно на этой платформе она выстрелила ещё в марте. К её релизу приложили руку ребята из Devolver Digital и для меня это был дополнительный маркер, указывающий, что к игре необходимо присмотреться.
Не многие знают, что Loop Hero разработала отечественная команда Four Quarters. У наших ребят вышла по-настоящему самобытная игра, сочетающая в себе элементы пошаговой RPG, roguelike и ККИ. Это мощный и выверенный коктейль из жанров, сносящий крышу. Кто бы мог подумать, что следить за каким-то пиксельным человечком может быть настолько интересно? Причём мы не только помогаем, но и мешаем ему. И благодаря куче переменных конечная формула его приключения каждый раз выглядит по-новому! Это невероятно медитативный и безумно реиграбельный проект. Один из лучших в этом году.
Долго игнорируя седьмую часть Resident Evil, я лишал себя огромного удовольствия. Меня изначально отпугнула демка, ведь в ней мне было страшно до чёртиков. Поэтому мне было боязно садиться за полноценную игру. Но незадолго до релиза Resident Evil: Village я набрался смелости и с огромным удовольствием прошёл седьмую часть. Capcom выбрала верный вектор развития своей популярной франшизы. Продолжение получилось не таким страшным, но при этом более разнообразным.
По многим показателям RE: Village обходить свою предшественницу, но всё-таки уступает ей по части нагнетания страха на игрока. К тому же предыдущий проект был более новаторским на правах перезапуска серии. Resident Evil: Village развила имеющиеся идеи, став более каноничным проектом в рамках франшизы. Суммарно вышло очень крутое приключение, которые вызвало бурю эмоций и оставило яркий отпечаток в памяти. А уж какую волну мемов, косплея и пародий появилось благодаря обворожительной Леди Димитреску…
Были и другие классные игры, о которых я не могу не упомянуть. Начнём с Hitman 3, которая стала пиковой точкой развития серии. Мне очень нравилась старые части до Absolution, а все следующие я благополучно пропустил. Когда же у меня появилась возможность поиграть в третью часть свежей линейки, я впал в шоковое состояние. Вместе с Агентом 47 у меня получалось бесконечно импровизировать на пути к цели. Если одна задумка проваливалась, практически сразу я находил как выполнить задание другим способом. И мне такой вариативности чертовски не хватало. Io Interactive движутся в верном направлении с Hitman.
Arkane Studios настоящие мастера иммерсивных игр, но почему-то мало кого интересовала Deathloop. Я был одним из тех кто ждал её и по итогу ничуть не разочаровался. Главным недостатком для меня стал факт, что после одного полноценного прохождения, вновь переживать историю Кольта не хочется. Когда ключевая интрига раскрыта теряется львиная доля шарма, но это удел большинства сюжетных проектов. Коим Deathloop и является, несмотря на заявленную изначальную вариативность.
Не могу обойти стороной и финальную игру о приключениях Трэвиса Тачдауна - No More Heroes 3, которую безумно ждал. Получилось ярко, задорно, стильно и необычно. Suda51 не растерял хватку, но к технической составляющей осталось полно вопросов. Также были вопросы и к Returnal. В первую очередь из-за отсутствия системы быстрых сохранений. Столь красивого и дорого «рогалика» в индустрии ещё не было, но это не значит, что ему можно простить все имеющиеся недостатки.
Один из самых приятных сюрпризов этого года - успех Marvel’s Guardians of the Galaxy от Eidos Interactive. После весьма противоречивой Marvel's Avengers, новый проект, связанный с одной из главных франшиз про супергероев, просто расцвёл, явив нам по-настоящему интересное, смешное, увлекательное и яркое приключение. И это лишний раз даёт понять элементаруню вещь: игры-сервисы не всегда нравятся фанатам. Что может быть круче хорошей одиночной игры с приятным сюжетом и постановкой, в духе хорошего кино.
В 2021 году были хорошие игры, однако по-настоящему разрывных хитов не было. Первый год жизни консолей нового поколения прошёл довольно тихо и хочется верить, что впереди нас ждёт много интересного! Совсем скоро мы подготовим новый материал, в котором обсудим перспективы на следующий год и расскажем о самых ожидаемых проектах 2022-го. В преддверии Нового года хочется пожелать вам, друзья, больше времени на игры, здоровья, счастья и тех консолей, о которых вы мечтаете. Всего наилучшего!
Списки, топы, подборки и хит-парады сейчас повсюду – стоит хоть немного погрузиться в медиапространство. Они помогают нам узнавать о новинках, делиться впечатлениями и лучше ориентироваться во множестве хорошей и не очень продукции. А уж обсудить лучшие находки за год – и вовсе добрая традиция. Особенно, если это касается наших любимых игр!
Пробежав глазами новинки, в которые мне довелось поиграть в 2021 году, я понял, что хотя их было и не то чтобы много, все они оставили яркие впечатления. И на первом месте у меня чуть-чуть обогнавшая конкурентов Black Book от российской студии Morteshka. Да, даже год назад я бы наверняка не подумал, что в моём топе высокую позицию займёт отечественный проект – всё-таки здоровый скепсис по поводу отставания российской игровой индустрии от мировой никто не отменял. Но команда из Перми сыграла не дефиците игр о славянской культуре и фольклоре, позаботилась о душевной озвучке и не забыла об увлекательном сюжете и геймплее – колодострое с элементами RPG и одновременно визуальной новелле с необходимостью подчас тяжёлого выбора.
Симпатичная рисовка, а также большое количество колоритных персонажей и представителей фольклора также выгодно выделяют детище пермяков, что, пожалуй, сделало для меня «Чёрную Книгу» условным отечественным аналогом Yo-kai Watch – разве что без возможности ловить славянскую нечисть. Подкачали только сегменты с исследованием локаций от третьего лица и те моменты в целом, когда показывают 3D-модельки персонажей не со спины. Просто слишком уже забавно-нелепыми выглядят герои, словно герои Alone in the Dark 1992 года! Правда, это пермякам легко простить – чтобы посмеяться и насладиться другими достоинства игры, которых у неё вагон и маленькое лукошко.
На втором месте Yakuza: Like a Dragon – на самом деле, лишь немного отставшая от Black Book. Приключения Ичибана Касуги стали для меня своеобразным открытием года – ведь сперва я не сильно верил в Ичи, да и новая пошаговая система вызывала у меня лёгкую настороженность. Однако реальность оказалась такова, что Ryu Ga Gotoku Studio всё равно смогли подарить мне старую добрую «Якудза» – с лихой историей, колоритными персонажами и по-хорошему безумными геймплейными ситуациями. Да и Ичибан вовсе не оказался тем бездушным статистом и заглушкой вместо Кирью, которым он виделся мне после первого анонса. Он забавный и совсем немного болванистый, разумеется, исключительно благородный и справедливый, но, слава «Сеге», не такой занудный, как его предшественник Казума-сан!
У меня несколько «платин» в играх серии и, разумеется, если позволит время, я хочу взять главный трофей и в Yakuza: Like a Dragon. Список безумств и побочных активностей, которые предстоит освоить для этого, радует и внушает уважение. Чего стоит менеджмент сети традиционных японских кондитерских – с эпичными встречами с акционерами и эмоциональными извинениями перед ними во время соотвествующей мини-игры. Ну и предвкушаю прохождение всех этажей данжена… пардон, башни «Миллениум». Только сначала надо будет погриндить опыт и прокачать персонажей – это же JRPG, в конце-то концов, или нет?
Кажется, третью позицию моего топа разделили совсем уж необычные игры – настолько, что стало интересно, сколько ещё людей в мире отметило их в своих личных итогах года. Но что поделать, люблю я сурвайвал-хорроры, и удачные подражатели классических ужастиков с танковым управлением – Song of Horror: Complete Edition и Tormented Souls – попали в этом году в самую точку с игрой на ностальгии.
В Song of Horror от испанцев из Protocol Games нельзя нашпиговать врагов свинцов, но разработчики позаботились о создании такого геймплейного набора механик для борьбы с силами зла (порой заканчивающейся «плохими концовками» а-ля японские хоррор-новеллы), что этого совершенно не чувствуешь. Проработка локаций также заслуживает уважения. Признайтесь, вы любили подходить в каком-нибудь Resident Evil (1-2-3) и изучать каждый стол, разбитую машину или горшок с цветами, чтобы найти что-то полезное или прочитать какое-нибудь любопытное или нелепое описание? В Song of Horror таких описаний для объектов припасено очень много – к тому же их текст отличаются в зависимости от выбранного персонажа (которых в игре около 3-4 на каждый из 5 эпизодов, и 16 душ на всю игру).
Tormented Souls же немного другого поля ягода. Эта игра от разработчиков из Чили куда больше напоминает те классические сурвайвал-хорроры от третьего лица, где можно вдоволь пострелять – разумеется, не забывая на всякий случай считать патроны. Графическая сторона же при этом выглядит очень прилично – как-никак 2021 год если и можно считать продолжающим моду на ретро, это ретро всё чаще отходило от вырвиглазных пикселей в сторону графики уровня PS2,. При этом «Замученные души» и вовсе не стыдно запустить на современной консоли. А вдобавок к сбору записок и изучению особняка/больницы/лаборатории игроку предлагают решить множество загадок – от простых до вполне неплохих, заставляющих приятно пошевелить мозгами. В общем, аутентичный опыт «золотой эпохи» жанра в более современной обёртке.
Всё это был импровизированный топ-3 запомнившихся и наиболее порадовавших меня игр года, но я не могу не отметить и парочку других хороших и просто отличных проектов. Так на PS5 я получил огромное удовольствие, проходя Returnal – стильный, наполненный атмосферой творчества Гигера и отсылками к Чужим и Прометею в частности, рогалик, который вполне похож своими красотами и динамикой на что-то некстгенное.
Nintendo же и их студии, в свою очередь, порадовали таким знакомым, но красивым и захватывающим «Метроидом», как Metroid Dread. В нём Самус вернулась с двухмерной классической игрой серии, но это возвращение получилось качественным и кинематографичным. А ещё на Switch вышел ремастер The Legend of Zelda: Skyward Sword и ремейк Famicom Detective Club. «Зельда» хороша тем, что наконец перебралась с Wii, но сохранила возможность оригинального управления движениями, и теперь с этой необычной частью франшизы с очень живыми персонажами может познакомиться широкая аудитория. А Famicom Detective Club - находка для фанатов детективных визуальных новелл с оттенком мистики. К тому же, если вам интересна Япония 80-х и вы любите аниме того периода, этой атмосферы в «Детективном клубе» хватает.
Вот такой у меня получился топ лучших релизов года. Интересно, попали ли какие-то необычные игры в личные топы наших читателей?
Читайте также
Последние новости