Следующая новость
Предыдущая новость

Кросс-обзор Biomutant

24.05.2021 22:21
Кросс-обзор Biomutant

С анонса Biomutant в 2017 году шведской студии Experiment 101 и издателю THQ Nordic удалось не на шутку заинтересовать игровое сообщество. Что это будет? «Фоллаут» с очаровательными пушистыми зверьками? Постапокалиптический открытый мир без «вышек», который мы заслужили? Может, один из первых примеров долгостроя, разработчики которого не сядут в лужу (радиоактивную)? Как говорит рассказчик в самой игре, let’s see, то есть давайте посмотрим.
Забегу вперёд и скажу: в Biomutant намешано столько механик, что не всем им хватает проработки и взаимодействия друг с другом. Тем удивительнее, что спасает от фиаско игру всё то же изобилие – в пёстрый геймплейный клубок удачно затесались элементы, способные расположить игрока и удержать у экрана.
Встречают по одёжке, и сеттинг наравне с дизайном – одна из сильных сторон Biomutant. Действие игры происходит в постапокалиптическом мире, где когда-то жили люди. Нам не говорят, что это Земля, но погибшая цивилизация напоминает нашу – с лёгким уклоном в сторону Азии и, видимо, Японии. Местная корпорация – «Токсанол» – старательно загрязняла воду, почву и воздух и, похоже, достигла некой точки невозврата. Что-то узнать об этом можно, рассматривая попадающиеся там и тут рекламные щиты, но все сведения окажутся обрывочными – реальные свидетели событий давно вымерли, а на их место пришла новая жизнь.

Эти скриншоты сделаны на PS4. Все, что будут далее, с PS5
Речь, разумеется, о новых властителях планеты – антропоморфных животных, к числу которых принадлежит и наш протагонист. К слову, енотообразный зверёк с обложки – представитель одной из шести основных рас, большинство из которых так или иначе напоминают грызунов. Это касается только высшей ступени местной эволюции – куда более дикие существа и монстры здесь тоже водятся.
Создаём персонажа
В самом начале нам предлагают создать героя. Первое – выбор расы (из шести доступных), влияющий на внешний вид зверька и стартовые атрибуты (живучесть, сила, интеллект, ловкость, харизма и удача). Далее можно поиграться с бегунком, более тонко подстраивающим соотношение основных характеристик. И заодно посмеяться, как ум влияет на форму головы, а, скажем, физическая сила и прыткость – на ширину плеч и рост. После этого предстоит определиться с цветом и узором подшёрстка, базовыми сопротивляемостями к негативной среде и подобрать класс.

Всего в наличии пять классов (шесть с наёмником за предзаказ игры), прозванных в русской версии следующим образом: меткач, коммандос, пси-чистота (Psi-Freak в оригинале), диверсант и страж. Выбор специализации влияет на стартовое снаряжение, уникальную ветку умений и классовый бонус. Например, пси-фрик – местный маг. Он с самого начала владеет пси-заклинанием и ускоренной регенерацией энергии Ци, которая требуется для применения всех подобных сил в игре. Другие профессии сильны каждая по-своему – гарантируют лучшее владение оружием ближнего и дальнего боя, ускоренную перезарядку, усиленную броню и так далее. Правда, за исключением особых классовых навыков, любого героя можно в дальнейшем развивать в понравившемся направлении – примерно как в Dark Souls.
В дальнейшем развитие персонажа будет идти по накатанной другими RPG дорожке: зарабатываем опыт, получаем новые уровни и очки для роста – здесь они пойдут на покупку умений и развития базовых атрибутов. Кроме того, на специальных алтарях найдутся очки пси-сил, а в зелёной жиже, кричащей всем своим видом о биологической угрозе, – очки мутаций. Дополнительно можно усилить новыми талантами и спутника героя – механического кузнечика, издающего трели, скопированные у R2-D2 из Star Wars. Он сможет прикрыть автоматической турелью, поддержать стимулятором или… сыграть роль планера как в The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Если вы не говорите на Чепухидише, сюжет понять будет непросто...
После создания героя наконец начнётся наше приключение. Здесь надо сказать пару слов о сюжете – весьма специфическом из-за манеры подачи. Дело в том, что разумные существа в «Биомутанте» общаются на наречиях, представляющих собой забавную тарабарщину – «Чепухидиш» (видимо, смесь идиша и чепухи?). На помощь игроку приходит рассказчик, который переводит прекрасную чушь, делая это в формате косвенной речи – вроде «персонаж сказал то-то» и «он считает то-то». Всё бы ничего, но реплики героев полны «воды» и метафор, а некоторые собеседники, похоже, и вовсе постоянно под чем-то весёлым. Как результат – более-менее важные беседы воспринимаются тяжело, а разговоры с рядовыми NPC обычно несут так мало смысла, что со временем их хочется прощёлкивать. А ведь в таких условиях порой приходится выбирать из двух-трёх ответных реплик протагониста!

Я просто не мог не присоединиться к этим самураям, а они взяли и уничтожили мир...
История повествует о возвращении героя в родные места. Когда-то злодей напал на его деревню, но чудом спасшийся и окрепший за годы добровольного изгнания зверёк вернулся, чтобы отомстить. Здесь ждут знакомые лица и неприятная весть: «Древу Мира», от благополучия которого зависит всеобщее выживание, угрожает четвёрка чудищ – мироеды. А фоном для этих событий служит война шести местных племён. На первый взгляд, завязка может вылиться во что-то любопытное, но раскрытию истории мешает сам формат диалогов. Как оказалось, выражение мыслей героев через косвенную речь служит помехой для проработки их характеров и мотиваций, приданию образам глубины. Все они кажутся смешными мультяшными болванчиками, а злодей даже не тянет на роль второстепенного плохого парня, лишь немного выигрывая за счёт слезливой истории своего становления.
Ладно, чёрт с ней, с проработкой главной сюжетной линии и персонажей. Biomutant же – экшен-RPG. Поэтому самое время поговорить о геймплее, боевой системе и обещанной системе выбора.
Персонаж хороший и мир интересный
Исследовать мир Biomutant интересно, и это ещё одно важное достоинство игры. В наличии семь основных биомов, раскинувшихся на весьма обширной карте. Представьте себе какой-нибудь из последних «Фоллаутов» и замените людей антропоморфными существами – получите «Биомутанта». Повсюду руины высотных и частных домов, остатки дорог и другой инфраструктуры, бывшие промышленные объекты, противоядерные убежища и многое-многое другое, что может остаться от современной цивилизации. Рельеф местности и природные условия тоже разнообразны – пустыни, травяные равнины, леса, водные пространства и совсем токсичные зоны, где холодно, жарко, не хватает кислорода или разлиты химикаты.

Карта мира вышла симпатичной, а чтобы открыть новые точки перемещения их сперва надо... пометить... ну, описать то есть, как это принято у некоторых млекопитающих
Чем приходится заниматься, путешествуя по столь прекрасному и, разумеется, открытому миру? Во-первых, мы вправе двигаться по сюжету, почти в самом начале требующему сделать выбор, от которого зависит одна из двух концовок. Не считайте это важным спойлером – просто назвать этот ход разработчиков удачным язык не поворачивается. Протагонист обязан примкнуть к одной из фракций, ведущих войну племён, и от её мировоззрения… зависит эпилог. При этом вы можете щадить пленных вождей, наносить военные поражения соперникам, предлагая им вместо порабощения партнёрство, а в итоге не сможете исправить решения, сделанного спустя пару часов после старта (да, нас об этом предупреждают, но смысл столь раннего выбора непонятен). Единственное, на что действительно получится повлиять – кто из ключевых персонажей спасётся в финале.
В рамках непосредственного геймплея система мировоззрения очень мало на что влияет. Склоняясь к добрым или злым деяниям, вы будете получать соответствующие очки. А при достижении определённого порога той или иной кармы, разблокируются несколько высокоуровневых умений и заклинаний для светлых или тёмных персонажей. Однако отыграть злодея до какого-то уровня, а потом резко заделаться добряком никто не мешает. Да, воинственно настроенные NPC и пацифисты встретят вас разными речами, а основные персонажи похвалят или пожурят, да и только. Возможно, я пропустил какие-то нюансы, но тогда они запрятаны слишком глубоко! И это при том, что способов влиять на карму весьма много, и порой они комичны и изобретательны – вроде возможности накормить голодающих, помолиться злому тотему или приручить пойманную зверюшку.

Можете не верить, но этот криповое нечто с горящими глазами – моё самое любимое ездовое животное в Biomutant
С основным сюжетом и кармой разобрались, но это, ожидаемо, не всё. К примеру, побочные задания очень и очень многочисленны, но снова страдают от громоздких реплик NPC в виде косвенной речи. Ждут от героя, как правило, типичных вещей из серии подай/принеси, но порой попадается и что-то более интересное. Причём неожиданных побочных активностей в игре запрятано не сказать чтобы мало – и это, вместе с приятными локациями, придаёт похождениям и поискам нового контента азарт и интерес. Хранилища старого мира, закрытые двери и ключи к ним, тренажёры для улучшения характеристик, необычные гаджеты и транспортные средства, уникальное оружие и предметы, даже какие-то необязательные для прохождения механики, которые можно запросто пропустить – всё примерно в таком духе. Место нашлось даже простеньким головоломкам – почти всегда элементарным, зато частенько встречающимся в неожиданных местах и формах.
Перемещаться по миру Biomutant тоже можно по-разному – например, на своих двоих или используя живых и механических ездовых животных. Сюда также стоит добавить водный мотоцикл, подводную лодку, меха-робота и, видимо, ещё какое-то число средств передвижения, доступных постоянно или для использования в определённой среде. К примеру, за всё прохождение я едва заполнил половину ячеек под транспортные средства и так не получил пресловутые ракетный ранец или воздушный шар!
Боевая система: когда сила не обязательно в количестве
Однако именно боевая система нагляднее всего показывает, сколько всего в Biomutant намешано… и не всегда удачно. Для уничтожения врагов к нашим услугам богатый арсенал рукопашных приёмов, оружия ближнего и дальнего боя, а также пси-силы (местная магия) и мутантские способности. Вдобавок каждый тип оружия получил свою ветку умений, приобретаемых за соответствующие очки – там найдутся дополнительные приёмы и движения. Ещё вражеские атаки можно блокировать и даже парировать, оглушая недругов и зрелищно подбрасывая их в воздух для последующего избиения в стиле гонконгских боевиков. Наконец, сочетание трёх суперприёмов подряд (приобретённых за очки умений) позволяет перейти в режим вун-фу, временно делающий героя сильнее и быстрее. Всё это изобилие разрешается сочетать, подобрав приёмы по вкусу, и в целом получается достаточно бодро и динамично – даже анимации в своей массе не плохи. Правда, многим аспектам боевой системы не хватает шлифовки.

К примеру, я прошёл почти всю игру, в основном полагаясь только на пулемёт и одну-две любимых пси-силы. При этом, на мой взгляд, тактильно и зрительно стрельба проработана хуже всего – удовлетворение от мощи оружия и ощущение импакта отсутствуют почти как класс. Разве что прыжки-уклонения с пальбой в воздухе а-ля Макс Пейн выгладят весьма прилично.
С пси-силами и мутациями (по сути то же, что и пси-силы, но разбавленное левитацией и парой защитно-наступательных умений) также не всё однозначно. Выглядит эта «магия» симпатично, но без большинства навыков этих линеек спокойно можно обойтись. Левитация? Зачем, если почти нет препятствий, которые нельзя преодолеть другими средствами. Кулак, вырывающийся из-под земли? Какой в нём смысл, если молнии, запускаемые персонажем с высоким интеллектом, эффективнее и наносят урон сразу нескольким противникам. Пузырь, к которому прилипают противники? Хмм… помню, как в демке на «Игромире» он был едва ли не обязателен для прохождения одного этапа, а в релизной версии я не нашёл ему применения. Так что создаётся впечатление, что какой-то контент я пропустил, или его попросту вырезали.

Ящерица в кигуруми? Нет, просто это Джура из племени Мириад
На контрасте с другими аспектами ощущения от ближнего боя вполне ровные. Блоки и парирования работают, а развитие героя по данному пути, похоже, не лишено смысла. По крайней мере найденный мною безумно редкий двуручный молот с эффектом заморозки разделывал врагов только так. А когда я, для сравнения, заново начал игру персонажем-воином, энергетический двуручный меч уверенно раскидывал противников ещё на старте приключения. К слову, при наличии мощной экипировки и выбора в пользу самых разрушительных способностей, «нормальный» уровень сложности не кажется сколько-нибудь высоким. Однако Biomutant на «высокой» трудности способен доставить проблем.
Что из этого следует? Жаль, но среди обилия элементов боевой системы не так много действительно полезных вещей. При этом сама игра не поощряет эксперименты и комбинирование действий – у противников нет значимых слабостей или сопротивляемостей, а также настолько уникальных манер поведения, что к ним потребуется нетривиальный подход. Хотите экспериментировать сами? Пожалуйста, никто не запрещает! Кстати, бестиарий тоже хоть и выглядит, на первый взгляд, разнообразным, сливается в памяти в общую пушисто-двуногую и пушисто же четырёхногую массу. Лишь боссы да пара уникальных противников, вроде стальных «големов» и каких-то «протектронов», сбежавших из Fallout, способны запомниться внешних видом и поведением.
Крафтим мочила и стреляла из хлома
При этом радует, что, несмотря на сыплющиеся как из рога изобилия предметы, детали и компоненты, система экипировки и крафта в Biomutant доставляет удовлетворение – и чем дальше, тем больше. Дело в том, что вначале вы будете находить почти бесполезные футболки, шапки да самые слабые виды оружия и их части – и будет их как грязи. Зато, когда в вашем распоряжении появятся редкие, уникальные и прочие легендарные вещи с дополнительными статусами и «перками», отношение к окошку крафту сможет в корне измениться. Ведь создание оружия напоминает здесь Fallout 4 – только простор для творчества гораздо больше, как и градус абсурдности при комбинировании несочетаемых вещей.

Основа для пулемёта напоминает нечто, похожее на бывшую мясорубку...
Личное знакомство с визуальной стороной Biomutant не принесло особых сюрпризов. Мир игры ярок и симпатичен, персонажи милы, графика простенькая, но вполне хорошая. Я начал приключение на PS4, а потом пересел на PS5. На консоли предыдущего поколения (у меня обычная, не Pro) успевал подмечать длину загрузок, картинка казалась проще, а частота кадров хоть и некритично, но нередко провисала. Прохождение на PS5 прошло гладко, весьма резво и со всего одним вылетом.
По традиции завершим обзор кратким разбором русской локализации. Стоит сказать, что переводчики очень удачно перевели всё то обилие шутливых фраз и абсурдной лексики, которую придумали создатели Biomutant. Вспомните, что герои игры – разумные биологические виды, пользующиеся наследием человеческой цивилизации, но не заставшие её лично. Это значит, что антропоморфные чудики постоянно придумывают привычным для нас вещам новые названия – смешные, нелепые и с обилием ошибок. В переводе всё это сохранено, и он действительно удался.
На полное прохождение сюжета, посещение основных регионов карты и выполнение 15% главных и побочных квестов у меня ушло около 23 часов.

70 Несмотря на «неровности» и геймплейные «шероховатости», Biomutant способна приглянуться любителям приключений, путешествий и экспериментов, а приятный сеттинг и стилистика располагают сами по себе. Это неплохой результат для маленькой студии, но, конечно, не уровень AAA-блокбастера и высокобюджетного проекта. Игру чуть не похоронило обилие намешанных в одном месте деталей и механик, но это же придало ей шарм. Можно запросто наиграть десяток-другой часов и внезапно открыть что-то новое, штучное и непонятно как там оказавшееся – похоже на времена, когда не было интернета, и каждый игрок становился первооткрывателем. Удивительно, но это до сих пор работает!

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 4 и PlayStation 5.

Источник

Последние новости