Следующая новость
Предыдущая новость

Копировать тоже надо уметь: Обзор Tiny Metal

12.01.2018 11:52
Копировать тоже надо уметь: Обзор Tiny Metal

Новые пошаговые тактики появляются каждый год и в немалом количестве – это популярный жанр, в том числе и на консолях. Но даже при всём это многообразии остаётся огромная ниша, которую после фактического закрытия серии Advance Wars никто так и не решился занять. В жанре не хватает игр с условно-реалистичном сеттингом: с пехотой, танками, артиллерией, авиацией и возможностью захватывать заводы для производства новых боевых единиц. Время от времени различные студии пытаются воспользоваться этой ситуацией, занять нишу и заявить о себе, но ничего выдающегося у них обычно не получается. Вот и студия Area 34 со своей новинкой Tiny Metal тоже далека от триумфа, хотя если вы любите жанр, то этой явной идейной наследнице Advance Wars стоит дать шанс.
Даже внешне Tiny Metal подражает своему источнику вдохновения (причём порой им становится ещё и Famicom Wars тридцатилетней давности): солдаты, бронетехника и даже самоходки с реактивными гранатомётами выглядят так, будто войска из игр Nintendo слегка модифицировали и перевели в трёхмерный формат. Такой визуальный стиль не каждому придётся по вкусу, да и красивой Tiny Metal не назовёшь, но и негативных эмоций картинка не вызывает: большего от маленькой студии едва ли стоило ждать. Ну а звуковое сопровождение и вовсе получилось невзрачным – выделяются разве что японские голоса по ходу простеньких заставок. Не сильно изменилось и соотношение между размерами юнитов и зданий, а также средняя площадь карт. Как правило, проходит несколько ходов, прежде чем ваши и вражеские разведчики столкнутся друг с другом. Впрочем, за пределами кампании арены для боя можно выбирать самостоятельно, и среди есть очень компактные. Что же до сценария, то поначалу он напоминает массу японских ролевых и тактических игр разом, включая половину выпусков Advance Wars, но затем неожиданно начинает заимствовать идеи у серии Metal Gear, попутно отсылая ещё и к периоду Сенгоку. Получившуюся смесь хвалить особо не за что, и больше всего история страдает от неубедительных и неспособных пробудить какие-либо эмоции персонажей, но лучше уж такая кампания, чем никакой. В той же Advance Wars: Days of Ruin, последнем выпуске серии, сценарий был несколько лучше. Впрочем, главное в тактиках – это всё же геймплей, и с ним у новинки всё хорошо.

Осторожно: тут пусть и скромные, но всё-таки спойлеры
Главное в Tiny Metal – это разнообразие юнитов, доступ к которым постепенно открывается в ходе кампании. Обычные солдаты с винтовками хорошо подходят для захвата зданий и убийства себе подобных. Противотанковый отряд позволяет задёшево разобрать на запчасти не лёгкие и средние образцы вражеской техники. Снайперы стреляют на большую дистанцию, причём не только по людям, но и по вертолётам. Ну а дорогущий спецназовец успешен в бою, быстро лечится, эффективен при захвате зданий и даже при встрече с вражеским танком способен выжить дольше чем один ход. То же самое касается и десятка видов боевой техники – у всех есть своё применение: джипы с пулемётами хороши против пехоты, а танки так и вовсе почти универсальны, особенно если это тяжёлая модель, способная вести огонь ещё и по вертолётам. Не обошлось и без артиллерии, которая не может перемещаться и стрелять в один и тот же ход, но зато атакует кого угодно, на значительное расстояние и даже за пределы поля зрения, если предварительно найти цель самоходным радаром. Да и в небе воюют не одни лишь неоднократно упомянутые дешёвые вертолёты: есть и истребители, и настоящие летающие крепости – жутко дорогие, но уязвимые лишь для двух типов юнитов и способные атаковать всех подряд. Только представьте, сколько тактик и комбинаций можно со всем этим добром реализовать!

Почитать о действиях, юнитах и персонажах можно в специальной энциклопедии, пусть она и не очень удобна
Но не только характеристики юнитов влияют на ход боя: кроме них нужно учитывать влияние ландшафта и преимущества при атаке во фланг или с тыла. Ничего особенно разработчики тут не придумали, но если не обращать внимания на защитные бонусы холмов, строений и леса, победы вам не видать. Зачастую именно рельеф влияет на то, сколь эффективной окажется ваша атаки или как долго ваш боец сможет выстоять под напором противника. Также стоит учитываться, что техника не может перебрать через холмы – переход через них по силу только пехоте, а быстрый марш-бросок и вовсе может осилить лишь спецназ. Ещё сложнее обстоят дела у артиллерии, так как она способна ездить исключительно по дорогам. Планируя свои ходы, следует помнить о том, что порой путь подкрепления от завода и до поля боя получается мучительно долгим.
Помимо обычной атаки в Tiny Metal у юнитов есть и две порой очень полезные альтернативы: штурм и взятие противника на мушку. В первом случае ваш юнит как бы выталкивает врага с позиции – если тому есть, куда двигаться. Но учтите: штурм редко бывает необходимым и выгодным, так как при нём ваш юнит стреляет во вторую очередь – уже после того, как получил повреждения и ослаб. Как правило, обычная атака куда эффективней, особенно если противник в результате неё гибнет и не может ответить. Если же выполнить команду «lock on» и взять врага на мушку, то ваш юнит не выстрелит – до тех пор, пока вы не подведёте к цели другой свой отряд и не прикажете сфокусировать огонь. Таким образом, можно одновременно атаковать противника сразу двумя или тремя юнитами, что и повысит шанс его уничтожить, и почти наверняка защитит вас от возмездия. Если же жертва ваших манёвров выжила, то она атакует именно того, кто инициировал огонь – это также надо учитывать, чтобы под удар не попадали ваши наиболее уязвимые или по какой-то причине особо ценные юниты. В большинстве случаев потери можно восполнить, но если стоит цель захватить военный завод, а в окрестностях него у вас только один пехотинец, то этот юнит становится просто бесценным. По ходу кампании мне не раз случалось бросать джип или радар чуть ли не под гусеницы вражеских танков, чтобы защитить кого-то, кто крайне дорог именно в этот момент. Кого стоит прикрывать от врага? Да хотя бы героев – уникальные юниты, которых у вас обычно не больше одного-двух. Чтобы открыть доступ к героям, нужно исследовать карты и собирать дневники, после чего в последующих миссиях их становится можно призвать, войдя в специальное здание. Судя по всему, в Tiny Metal есть по одному герою для большинства типов юнитов: один снайпер, один спецназовец, один танкист и так далее. Героев стоит ценить и беречь: они не только сильнее обычных юнитов, но и могут обладать уникальной способностью: так, пилот истребителя по прозвищу Бишоп может атаковать наземные цели, что делает его самолёт ценнее стандартных. Поскольку атаковать Бишопа могут только другие самолёты и артиллерия, то на картах без аэродрома он превращается в истинного супергероя. Кроме того, даже обычные юниты прокачиваются по ходу битвы, так что в роли пушечного мяса лучше использовать новобранцев.

Трейлер к релизу
Экономическая составляющая Tiny Metal тесно связана с военной и очень проста: необходимо захватывать жилые районы, заводы и аэродромы, чтобы каждый ход получать с них доход. Кроме того, как вы уже догадались, без аэродромов нельзя производить авиацию, а без заводов не будет всех прочих войск – включая пехоту. Созданный юнит может перемещаться только на следующий ход, так что временно блокирует производство – помните об этом и старайтесь как можно скорее захватить дополнительные фабрики, чтобы от ваших запасов валюты был толк. И не забывайте, что ремонтировать технику приходится на всё тех же аэродромах и заводах – порой выгодней убить её об врага, чем отправлять обратно в тыл, блокировать производство и несколько ходов ждать ремонта. Спасибо, что хотя бы пехоту можно вылечить в любом жилом районе – даже в том, который только что ей же и захватил. Именно поэтому есть смысл продолжать захват до последнего, даже когда по пехоте ведут огонь: если она выживет, то вы не просто получите источник валюты, но ещё и сможете постепенно восстановить юнит. К счастью, все эти сложности испытывают и противники, а самое приятное заключается в том, что если прорваться каким-нибудь истребителем к вражеской фабрике и занять её, то производство сразу же встанет – хотя формально владелец здания и останется прежним и продолжит получать с него обычный доход.

Русского языка нет и в помине
На основе всех упомянутых элементов и их взаимосвязей можно было создать игру едва ли не лучше, чем очень высоко оценённые Advance Wars, и потому очень обидно, что Tiny Metal оказалась совсем не такой. Основных проблемы две: слабый дизайн уровней и низкая сложность. По сути, все сюжетные миссии проходят по одной схеме: необходимо пережить первое столкновение с противником, захватить дополнительные фабрики и задавить врага массой. Лишь однажды игроку ставят цель продержаться определённое число ходов, и лишь раз игровая карта претендует на оригинальность – когда противник атакует сразу со всех сторон. Таким образом, только две миссии из полутора десятков как-либо выделяются, и этого явно недостаточно, чтобы поддерживать к игре интерес. Если вы не поклонник жанра, то Tiny Metal рискует вам быстро наскучить. Ситуацию мог бы спасти более высокий уровень сложности, заставляющий по-настоящему ценить каждый ход, но он открывается только в режиме New Game Plus. На мой взгляд, это глупое решение, которому просто не может быть оправдания. Понятно, что сюжет в Tiny Metal не слишком ценен, но всё-таки история и постепенное открытие новых юнитов служат стимулом, а New Game Plus предлагает только геймплей ради геймплея, пусть битвы и обещают стать более интересными. Но почему нельзя было дать высокий уровень сразу? Что за неуважение к игроку? В общем, я прошёл половину миссий заново и удалил Tiny Metal, но планирую вернуться через несколько лет и получить от New Game Plus больше приятных впечатлений, нежели от обычной кампании.

Для победы надо уничтожить юниты или захватить базу. Порой одна из задач куда проще другой – пользуйтесь этим
В качестве дополнительных развлечений в Tiny Metal есть множество отдельных карт для сражений против искусственного интеллекта, а позже разработчики обещают добавить ещё и онлайн. Интересно, что в битве может сойтись до четырёх армий одновременно, что сулит много сюрпризов, а также неожиданных побед и поражений. Впрочем, если играть против ботов, то проще всего оставаться в тени, лишь изредка мешать кому-нибудь, кто усиливается, и копить огромную армию, способную сокрушить всех подряд. Кроме того, можно найти ещё и бонусные миссии по ходу кампании – они чуть интересней обычных, но не оказывают влияния на сюжет.

70 Tiny Metal получилась примерно такой игрой, какую и стоило ожидать от небольшой студии без громких заслуг: это достойное подражание тактической серии Advance Wars, но и только. Добиться большего помешала скоротечность кампании, вторичность сюжета и слишком низкая сложность, из-за которой геймплей раскрывается лишь в режиме New Game Plus. Но при этом основа у игры хороша и даже не лишена оригинальных идей – если разработчики продолжат улучшать своё детище, итог может получиться весьма интересным.

Обзор написан по цифровой версии игры для PC, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

Источник

Последние новости