Следующая новость
Предыдущая новость

"Контре" 30 лет: как Шварц и Сталлоне с Чужими воевали

«Школа подождёт, заценим улётную игру», — говорит один американский подросток другому, когда они идут вдоль рядов с аркадными автоматами. В полутьме зала грохочет музыка и пахнет воздушной кукурузой. Друзья направляются к новейшей аркаде, вокруг которой уже теснятся тинейджеры. Экран сотрясают взрывы: два шкафообразных морпеха с пулемётами штурмуют враждебные джунгли. «Это круче, чем фильмы со Шварценеггером и Сталлоне!», — комментирует один из зрителей. «Да, здесь ты сам — звезда боевика», — добавляет другой. Новинка, конечно же, называется Contra, на календаре — 20 февраля 1987 года.

30 лет назад Konami выпустила шедевр, породивший лавину продолжений, подражаний и клонов. Чем не повод вспомнить о блеске и нищете одной из старейших игровых серий?

 

Тройной удар

Каков он, мир подростковых увеселений Америки конца 80-х? В кинотеатрах — нескончаемые голливудские экшены, мускулистые герои которых спасают мир, поигрывая бицепсами. В гостиных и детских — 8-битные консоли Nintendo с прыгучим водопроводчиком, сделавшим популярным жанр платформеров. Верх технологического совершенства игропрома — аркадные автоматы наподобие R-Type и Gradius, на дисплеях которых юркие звездолётики, расстреливая врагов из лазеров, лавируют в россыпях спецэффектов. А что, если  в одном проекте объединить атмосферу кинобоевиков, прыжки в традициях Super Mario Bros. и ураганную пальбу в духе Gradius? Что, если нанести тройной удар по кошелькам любителей развлечений?

Этими вопросами озадачились сотрудники японской Konami, сделавшие к середине 80-х имя на аркадных, консольных и компьютерных хитах (Frogger, Gradius, Castlevania и Metal Gear). Их ответом, разумеется, и стала Contra, покорившая игровые залы Соединенных Штатов, Европы и Японии зимой 1987-го. Сюжетные заставки? Текстовые брифинги? К чёрту! Схватили пушку, изрыгающую пули веером, и побежали вперёд, в одиночку или с напарником. Огонь-огонь-огонь! Когда на экране два десантника с внешностью Шварценеггера и Сталлоне плечом к плечу теснили террористов, окопавшихся на тропическом острове, а затем наводили шороху в логове королевы ксеноморфов, пояснения не требовались. Требовались разве что четвертаки. Чтобы феерия взрывов и смертоубийств, выдержанная в лучших традициях «Коммандо», «Чужих» и «Рэмбо», не кончалась как можно дольше.

Авторские отчисления за использование облика Арни и Слая, само собой, никто никому не платил. Время было такое — разработчики 80-х безнаказанно эксплуатировали кадры из культовых фильмов и постеры с голливудским суперзвёздами. Стоит ли пояснять, откуда Konami позаимствовала монстров, подозрительно похожих на биомеханоидов Гигера? Даже имена героев «Контры» отсылали к актерам кэмероновских «Чужих». Билла Райзера назвали в честь Билла Пэкстона и Пола Райзера, а его напарника Лэнса Бина  — в честь Лэнса Хенриксена и Майкла Бина.

Но не плагиатом единым. Взяв за основу немудрящую концепцию «беги и стреляй» (run and gun), Konami соорудила невероятный для того времени тестостероновый аттракцион. Двухмерный уровень в джунглях, который нужно было пересечь слева направо, сменялся псевдотрёхмерным штурмом базы (и это за пять лет до Wolfenstein 3D!), а после — прыжками по вертикальным островкам среди водопадов. Декорации, минуту назад казавшиеся неподвижными, вдруг ощетинивались щупальцами и начинали плеваться слизью. Безоружные враги-пехотинцы со временем обзаводились пистолетами и гранатами, напоминая, что человек в «Контре» не просто смертен, а смертен внезапно. Один выстрел — один труп. Но кто говорил, что спасать мир от инопланетных хищников легко? Арни терпел и нам велел.

 

Свои среди Чужих

К 1988 году война с пришельцами охватила не только аркадные залы, но и жилые массивы: началась экспансия «Контры» на домашние платформы. Однако портирование шло с переменным успехом: сказывались аппаратные ограничения. К примеру, обладателям популярных в Японии компьютеров MSX-2 пришлось довольствоваться изуродованной графикой и черепашьей скоростью перестрелок. Зато владельцам приставок Nintendo грех было роптать: 8-битная «Контра» — при незначительном упрощении картинки и звука — сохранила тот же зубодробительный геймплей, включая возможность повоевать вдвоем. Плюс обзавелась доработанным управлением и расширенными уровнями.

Слишком сложно? Можно ввести код, получив 30 жизней вместо трёх. Да, именно Contra обессмертила «Код Konami»: секретную комбинацию кнопок, которая изначально активировала в произведениях японской студии разные плюшки, а со временем стала частью поп-культуры. Учитывая миллионные продажи консолей NES по всему миру, неудивительно, что Contra впечаталась в массовое сознание как эталон жанра run and gun. Для многих русскоязычных геймеров начала 90-х знакомство с серией тоже началось с той самой «игры про мужиков в красных и синих штанах», пускай и на пиратском картридже для «Денди» (нелегального клона приставки Famicom).

Наткнувшись на золотую жилу, Konami принялась её усиленно разрабатывать. В 1988-м вышла аркадная Super Contra, демонстрирующая те же яйца ксеноморфов, только в профиль: Биллу Райзеру и Лэнсу Бину пришлось опять зачищать военные базы, плутать по джунглям и нескучно проводить время в кишечниках гигантских Чужих. Владельцы восьмибиток получили свою порцию крови, боли и пота два года спустя: Super C щеголяла переработанными локациями и новыми гротескными монстрами. Превратить шлем космического жокея из нетленки Ридли Скотта в финального босса? Да запросто! Наконец, в 1991-м появилась Operation C — маленькая, но удаленькая адаптация Super Contra для GameBoy, познакомившая серию с самонаводящимся оружием.

 

Огонь, иди за мной

В 16-битную эру франчайз Konami въехал с элегантностью грузовика из знаменитой сцены «Терминатора 2»: искры, взрывы, дым и пламя. Contra III: The Alien Wars, разработанная в 1992 году эксклюзивно для SNES, живописала картину последних дней Земли с библейским размахом. Под натиском инопланетных армий целые кварталы оседали в пыль, асфальт под ногами персонажей плавился, превращаясь в океаны огня, а чудовища гаргантюанских размеров норовили раздавить, как букашку. И по этим кругам ада в Alien Wars мчали два коммандоса, верша мщение наказаниями яростными: паля по-македонски из двух пулемётов в прыжке, наматывая инопланетную гадину на гусеницы танка. Ведь будни спасителя мира в Contra III очень простые. Это как ездить на мотоцикле, который горит. И ты горишь, и все горит, и ты в аду.

Пресса обласкала Alien Wars оценками, геймеры — продажами, а библиотека нетленок Nintendo пополнилась одним из самых красивых, драйвовых и заковыристых экшенов 90-х. Пепел третьей «Контры» до сих пор стучит в сердца гейм-девелоперов. Будь то батальные сцены в Gears of War с погонями и перестрелками, подражающие сумасшедшему ритму японского шедевра, полёты верхом на ракете в Metal Gear Rising: Revengeance или ограничение на два слота носимого оружия в Halo.

И если Alien Wars оказалась весомым доводом в пользу SNES, то Contra: Hard Corps, изданная в 1994-м, убеждала раскошелиться уже на консоль SEGA. Да что там убеждала! Она выдвигала фанатам сериала ультиматум: купите, одолжите, украдите, словом, делайте, что угодно, но добудьте черную 16-битную коробку и заветный картридж. Hard Corps ни в чём не знала удержу, выкручивая хардкор и аудиовизуальные вкусности на максимум. Исполинские кибернетические чудища на ходу меняли формы и обличья, провоцируя битву за битвой, недруги разлетались на десятки ошметков, шальной выстрел запускал огненное инферно, сминающее декорации.

А вот цветовой дифференциации штанов авторы сказали решительное «нет!» Вместо привычных двух качков в красных и синих лосинах — четвёрка спасителей всея галактики с уникальными видами оружия и стилями боя. Киборг-волк, например, не только палил из привинченного к руке минигана, но и следовал заветам классика: «Напалмом жги сердца врагов». А маленький, резкий и дерзкий родственник робота Бендера околачивал инопланетные гадов шаром на цепочке. Главным же козырем Hard Corps — как ни парадоксально для сериала, ранее уделявшего сценарным перипетиям пару строк в руководстве пользователя — оказалась сюжетная кампания. Развилки в конце уровней открывали новые локации и схватки с боссами, определяя одну из шести концовок.

Чего ещё желать? Разве что — того же хардкора и адреналина, но в честном 3D. И пока фанаты ждали трехмерную «Контру», индустрия продолжала выдавать на-гора двухмерные run and gun шутеры. В 1995-м в продажу поступили неплохие Doom Troopers, Alien Soldier и Skeleton Krew, однако перещеголять Hard Corps эпигонам не удавалось.

 

Все нормально, падаем

Кто бы знал, что после эталонных Alien Wars и Hard Corps серия пойдет вразнос? Конец 90-х ознаменовался двумя катастрофами, имя которым — Contra: Legacy of War (1996) и C: The Contra Adventure (1998). Одиозными 32-битными проектами занималась венгерская студия Appaloosa, известная по франчайзу Ecco The Dolphin. Вжух! И «Контра» очутилась в гетто худших игр эпохи PlayStation: примитивная трёхмерная графика, кособокий дизайн, припадочная камера, неотзывчивое управление. Хотели как лучше, а получились пародии на Tomb Raider.

Понеся репутационные потери, руководство Konami вернуло в кресло продюсера Нобуйю Наказато, приложившего руку к Alien Wars и Hard Corps. Он пошёл на смелый эксперимент: пересадил франчайз на трехмерный движок, но сохранил фиксированные ракурсы камеры и классический геймплей. Так на PlayStation 2 появились Contra: Shattered Soldier (2002) и Neo Contra (2004), в которых Билл Райзер сражался с диктатором Лэнсом Бином. Клоны, генетические эксперименты, шагающие роботы — ну прямо Metal Gear Solid в миниатюре. Чем не задел для полноценного возвращения сериала в ААА-лигу?

Увы, Konami не стала развивать идеи Shattered Soldier и Neo Contra, ограничившись обналичиванием геймерской ностальгии на различных платформах. К примеру, владельцы Wii получили в 2009-м пересказ Alien Wars, гордо озаглавленный Contra: ReBirth. Два года спустя обладателям Xbox 360 и PS3 достался  Hard Corps: Uprising — переосмысление понятно какой части в стилистике аниме. Ремейки ремейками, но, согласитесь, от сериала с 30-летней историей ждёшь большего.

Дождёмся ли воскрешения в традициях Castlevania: Lords of Shadow? Судя по скандалу с увольнением Хидео Кодзимы и отменой проекта Silent Hills — вряд ли. В последние годы Konami перестала быть локомотивом игровой индустрии: этот поезд окончательно сошел с рельсов и несётся из ниоткуда в никуда, изрыгая лучи безумия. Теперь японского гиганта интересуют лишь мобильный free to play, казино и однорукие бандиты по мотивам Metal Gear Solid, Silent Hill и… Contra.

Источник


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости