В девяностых жизнь казалась более размеренной. Сериалы я смотрел по телевизору после школы, либо, если не было нужного канала или шоу вовсе не выходило в России, шёл в магазин за пиратскими VHS-кассетами. Других просто не было. В то же время, детство и юность — то время, когда на твоё мировоззрение повлиять очень легко, и этот опыт останется на всю жизнь. Тогда, как и сейчас, я очень любил фантастику: концепции в таких произведениях — главное.
Вот список из сериалов прошлого, которыми я хотел бы поделиться. Возможно вы их тоже смотрели, и это повод для «тёплой, ламповой» дискуссии. Ну а если вам есть, что добавить к списку — не стесняйтесь.
VR.5 («Виртуальная реальность»). Сериал шёл по ОРТ, но я никак не мог на него попасть. Зато у меня была кассета с первым и единственным сезоном. Название было напечатано с ошибкой: «Виртаульная реальность». Главной героине Сидни Блюм попадает в руки необычный прибор — гарнитура виртуальной реальности, с помощью которой можно скопировать образ человека и вместе с ним попасть в этакий осознанный сон. Нужно просто позвонить «жертве» и надеть очки.
Можно, например, позвонить парню с работы, который зовёт на свидание, и внезапно узнать, что он закапывает своих девушек в городском парке. Или встретиться с матерью, которая повредилась рассудком и давно уже не выходит на диалог. Мир, в который попадает Сидни и её «жертва», собирается из разных кусков воспоминаний, как в The Evil Within. А чтобы выйти из него — нужно найти особый предмет-ключ. Если отстраниться от идеи VR, то этот сериал — идеальная демонстрация того, как развлекались бы люди в осознанных снах, если бы могли приглашать в них друг друга.
Со временем VR.5 превращается в настоящий психологический триллер: Сидни вновь переживает катастрофу из детства, в которой погибла её сестра-близнец Саманта, и начинает путать реальность с виртуальностью. По-моему сейчас самое время снять ремейк.
Shadow Raiders («Планета монстров»). Этот анимационный сериал был создан по мотивам серии игрушек «Война планет», но у нас они не продавались и тогда я об этом, конечно же, не знал. Компьютерной графикой было удивить уже сложновато — всё-таки до «Планеты монстров» по ТВ уже показывали ReBoot. Но, как говорят, графика — не главное. Куда важнее концепция.
Между несколькими планетами идёт безостановочная война за ресурсы, но её приходится прекратить из-за надвигающейся угрозы — летающей чёрной сферы которая буквально пожирает другие планеты. Всё это выглядит не очень креативно, пока герои не обнаруживают, что их родные планеты — не то, чем кажутся. Внутри каждой из них сокрыты какие-то древние храмы, с помощью которых можно запустить планетарные двигатели. Да, планеты здесь могут летать.
В мультсериале есть и драма, и хорошая постановка, и проработанные персонажи, и необычные твисты, но именно концепция — большая тайна — делает «Планету монстров» отличным фантастическим сериалом.
Sliders («Скользящие»). Студент-гений в своём подвале изобретает врата в параллельные миры. Его и ещё несколько случайных людей затягивает туда, и теперь им предстоит найти путь домой. Завязка простая. Но всё дело в мирах, в которые попадают главные герои. Грубо говоря, они все — идентичны, но где-то что-то пошло не так. В одном мире не изобрели антибиотики, поэтому разгорелась пандемия, а затем и война. В другом с неба вот-вот упадёт астероид и уничтожит всё живое. В третьем — все проезжают на красный, а не на зелёный, а калитка главного героя не скрипит.
Но, увы, как часто бывает, со временем сериал «скатился». От концептуальности пришлось отойти в угоду экшену, а в сюжет ввели воинственную расу кромагов. Но первый сезон — великолепен.
«Секретные материалы». Как-то так вышло, что X-Files я почти не смотрел в детстве, но зато много читал. В России издавались как оригинальные истории, так и просто текстовые переложения серий (порой очень креативно написанные). Опыт, конечно, очень странный — книгу «Борьба за будущее» по мотивам полнометражки я прочитал до того, как посмотрел сам фильм. Новый сезон сериала 2016 года зрителям преимущественно не понравился: особенно досталось эпизодам с «монстром недели» и тому, где Малдер испытывает галлюциногенный трип.
Но правда в том, что всё это было в сериале и раньше: на один сезон приходилось дай бог пять-шесть удачных концептуальных эпизодов вроде истории про Юджина Тумса, который поедал человеческую печень. Остальные были либо спорные, либо откровенно трэшовые: вспомнить хотя бы историю с видеоигрой, в которую попадает Малдер, будто школьник из Sword Art Online.
Однако сериал «Секретные материалы» не стал бы культовым, если бы не концептуальность. В основе сквозной истории — теория заговора: пришельцы среди нас, правительство заключило с ними договор, человечество используют. Отлично смотрится и сейчас.
Bugs («Электронные жучки»). Этот сериал я помню, к сожалению, меньше всего. Зато в интро — один из самых потрясающих треков, что я слышал в сериалах тех лет.
Из современных сериалов Bugs больше всего напоминает «В поле зрения», хотя суть, конечно, разная. «Электронные жучки» — это детектив о команде спецагентов, расследующих дела с применением компьютерных технологий и всего такого прочего. Сериал в Великобритании стал культовым, а технология клонирования голоса, показанная в первом эпизоде, даже вошла в повседневную жизнь.
Farscape («На краю вселенной»). Пожалуй, это один из самых концептуальных сериалов про глубокий космос. В юности я смотрел лишь первый сезон, так что пришлось навёрстывать уже в более сознательном возрасте.
Если проводить аналогии, то Farscape — это что-то между серьёзным «Вавилон-5» и постмодернистским Lexx. Пилота-испытателя забрасывает куда-то на край вселенной, и он оказывается на органическом корабле Мойя, который захватили беглые заключённые самых разных рас. Сквозной сюжет есть, но всё-таки каждый эпизод — своя отдельная концепция. Причём дело происходит действительно на краю вселенной: в отличие от тех же Star Trek и «Вавилон-5» здесь всё слишком необычно. У Мойи есть пилот, который буквально сросся с ней (да, корабль — женского пола и, более того, он живородящий), в одной из серий свергнутый представитель царской семьи заболевает и начинает чихать взрывающимися соплями, а сами герои далеко не такие добрые и хорошие, как может показаться сначала.
Увы, далеко не все любимые ныне фантастические сериалы я видел непосредственно в девяностых: что-то пришлось навёрстывать сильно позже. Star Trek в России не слишком популярен по одной простой причине: первый сериал шестидесятых не показывали по телевидению. До нашей страны шоу добралось только в девяностых, сразу с The Next Generation, про капитана Пикарда. На все ТВ-шоу в самой научно-фантастической вселенной я потратил около года неспешного просмотра и всем советую того же. Фантастики концептуальнее и проработаннее на ТВ просто нет и не было.
Другой важнейший для истории сериал — «Вавилон 5». Из него постоянно «дёргают» концепции, например, BioWare. Речь идёт о цикличности развития цивилизаций и переход за грань бытия, экзистенциализме (все души растворены во вселенной, вы в курсе?) и, в том числе, сложной политике. «Вавилон 5» из тех фантастических сериалов, который ставит действительно важные и сложные вопросы, а затем на них отвечает.
В девяностых и начале нулевых вышло очень много отличной фантастики. Пожалуй, такого потока телевидение не видело никогда и вряд ли уже увидит. «Звёздные врата», «Квантовый скачок», Lexx, Battlestar Galactica (первый сериал можно не смотреть и сразу сесть за второй, современный), «Светлячок» и много чего ещё. Я убеждён, что главное в фантастике — уникальные концепции. Если их нет, то и фантастикой сериал назвать нельзя. Ну а этот небольшой список можно продолжать.
Читайте также
Последние новости