Следующая новость
Предыдущая новость

"Киберспорт не нуждается в телевидении": интервью с комментатором Виталием Волочаем

Киберспорт не нуждается в телевидении: интервью с комментатором Виталием Волочаем

На прошедшем в Москве турнире EPICENTER по Dota 2 DTF встретился с главным комментатором и сооснователем студии RuHub — Виталием «v1lat» Волочаем.

EPICENTER – без преувеличения крупнейший и самый дорогой турнир по Dota 2 в России. Epic Esports Events вместе с ESforce сейчас в некотором роде монополисты на российской киберспортивной сцене. Возможно ли на этом фоне появление в стране других крупных, подобных EPICENTER мероприятий?

Параллельно с EPICENTER в Москве проходит турнир по CS:GO, который организует Starladder. Поэтому говорить, что Epic Esports Events являются монополистами, я бы не стал. У них есть очень серьёзный конкурент в лице Starladder, эта конкуренция помогает компаниям расти. Сейчас, может быть, на слуху лишь EPICENTER, но за годы работы Starladder организовал много крутых турниров.

Да и другие конкуренты однозначно будут появляться. На примере Epic Esports Events, на примере Starladder, люди видят, что в сфере киберспорта можно делать отличный продукт и отличное шоу. Я считаю, что рынок открыт и обязательно будут появляться другие организации со своими хорошими идеями.

The Kiev Major запомнился не только отличными играми и активными болельщиками, но и некоторыми проблемами в организации турнира. Что в этом плане у EPICENTER, удалось ли преодолеть аналогичные сложности?

Я смотрю на эти турниры с разных сторон. Если там я просто работал комментатором, то здесь студия RuHub полностью освещает турнир. Поэтому здесь я вижу намного больше, участвую в подготовке, соответственно, могу что-то починить. На The Kiev Major я был почти бессилен что-либо сделать.

Если там не было достаточно еды для работников, рабочий день переваливал за 12 часов, то лично я никак не мог повлиять на эту ситуацию. Сейчас я спокойно могу с коллегами решить почти все проблемы, поэтому на EPICENTER закрыто большинство проблемных вопросов The Kiev Major – длинные рабочие дни, неправильное расписание, плохое питание, отсутствие помощи работникам нашей студии.

Если бы вы выступили организатором турнира, то каким трём аспектам уделили бы больше всего внимания?

Первое: круглосуточно доступная тренировочная комната для каждой команды. Игроки должны в любой момент иметь возможность потренироваться, даже если они уже покинули турнир. Второе: такое же круглосуточно доступное и разнообразное питание для команд, чтобы игроки ни в чём себя не ужимали и чувствовали себя в привычных домашних условиях. И третье: хорошее расписание. Потому что есть чудесные турниры мирового масштаба, которые иногда делают такое глупое расписание матчей, что у них команды играют две встречи в день – одну в девять утра, вторую в десять вечера, – а между ними команды нормально не отдыхают. В итоге игроки не показывают свою настоящую силу и скилл, они вымотаны. От такого расписания страдают как сами участники, так и зрители, потому что тяжело смотреть столько игр в один день.

Как итог, The Kiev Major хорошо себя показал в глазах Valve? Стоит ли ожидать дальнейшее появление Major в СНГ?

Я очень на это надеюсь. Публика была великолепной — то, что происходило в зале, думаю, запомнится всем надолго. Скажу честно, я не верю, что это будет в следующем сезоне, скорее всего СНГ-Major вернется не раньше конца 2018 – начала 2019 года, но Valve обязательно ещё раз посмотрит на наш регион.

Некоторое время назад в киберспортивных медиа горячо обсуждали качество киберспортивных трансляций и работы комментаторов. На сегодняшний день как вы оцениваете работу русскоязычных трансляций?

Я всегда и всем говорю, что киберспортивный комментатор – это профессия, которая сама себя создаёт. У нас нет школы, эталонов или принятого образца. Мы сами для себя учителя и ученики.

Причём ещё не сложилось понимание того, как правильно комментировать Dota. У разных людей – разный подход к этому, своя философия комментирования. Я комментирую, не стесняясь употреблять сленг, Роман «Casper» Лепёхин пытается его избегать, считая, что так будет проще для людей, которые не играют в Dota 2. Я же, наоборот, думаю, что умеренное использование сленга помогает проникнуться игрой, придаёт ей аутентичность.

Возможно, нам нужно искать какой-то баланс между этими мнениями, а также привлекать опыт спортивных комментаторов, которые умеют преподносить игру большому количеству зрителей. Потому что сейчас, наверное, самый главный минус киберспортивных турниров – их непонятность для широкой публики, взрослого поколения.

Но тут возникает вопрос: нужна ли киберспорту эта старшая аудитория? У нас уже сложилась большая аудитория, и новая подрастает. Поэтому лично я считаю, что нет большой необходимости возвращаться к прошлому.

По этой же логике киберспорту не нужно идти на телевидение.

Не нужно. Я всегда говорил, что киберспорт не нуждается в телевидении, это телевидению нужен киберспорт. К тому же там для него мало места, слишком уж тесно всё забито устоявшимися программами.

Студия RuHub постоянно пополняет ряды, приходят новые комментаторы. Какие требования вы предъявляете к новым работникам? Как проходит отбор?

Требования стандартные. При приёме на работу тебе должно быть больше 21 года. Ты не должен быть занят где-то ещё, работа комментатором должна быть основной деятельностью. Нужно быть хорошо технически подкованным, и это невероятно важно, потому что наши комментаторы должны уметь сами настроить трансляцию, графику, иметь возможность самостоятельно решить какие-либо технические проблемы. Конечно же, одно из главнейших требований – умение правильно, долго, интересно говорить и правильно дышать.

The Kiev Major оставил после себя двоякое послевкусие, в частности из-за фильма True Sight, где нашу команду Virtus.pro GgAAPPf4z00&feature=youtu.be показали с не самой приятной стороны и сделали этаким антагонистом, а OG – добрым главным героем. Как ваше окружение отреагировало на этот сценарий?

Плохо. Почти все мои коллеги из RuHub и не только, мои друзья, которые бывают на турнирах и знакомы с обеими командами, – все восприняли это в штыки. Лично меня этот фильм сильно обидел, после него у меня появилось желание ещё активнее болеть за наши команды в каждом своём эфире, несмотря на комментаторскую объективность.

Компания Valve в этом фильме открыто выставила одну команду супергероем, а другую злодеем. Причем я присутствовал при съемках и могу сказать, что вырезали хорошие вещи, которые раскрывали Virtus.pro со светлой стороны. Но режиссёры решили сделать типичный сценарий голливудского фильма.

Я не могу с уверенностью сказать, старались ли они с самого начала снять такой фильм. Скорее всего, такой сценарий возник походу съёмок и монтажа. Режиссёры видят сцену, решают поставить на ней больший акцент, и постепенно приходят к мысли, сделать вот этих ребят плохими русскими, которые постоянно курят, матом ругаются и мамок водят в кино. У них это получилось.

Перейдём от частного киберспорта к общему. Согласно большинству мировых показателей, League of Legends намного популярней Dota 2, но не в России. В нашей стране количество фанатов Dota 2 намного выше, чем у League of Legends, яркий пример: финал Континентальной лиги по LoL на Twitch.tv смотрело 40 тысяч зрителей, финал The Kiev Major – 400 тысяч зрителей. Почему так получается?

Не могу однозначно сказать, так сложилось. Но, скорее всего, такая расстановка сил сохранится ненадолго.

В мире осталось всего три региона, где Dota 2 превалирует над League of Legends: СНГ, Перу и Филиппины. При всём этом мы не видим яркого желания Valve как-то сохранить это преимущество. Для Dota это плохо, и считаю, что компании нужно что-то менять в этом отношении, потому что League of Legends развивается очень активно, и Riot Games делают всё возможное для продвижения своей игры. На самом деле, мне довольно приятно это видеть, ведь я являюсь большим фанатом киберспорта в целом, а не только Dota 2.

Год назад финальные игры по League of Legends смотрело пять тысяч российских зрителей, теперь уже 40 тысяч. Я думаю, что через год, максимум два, LoL найдёт огромное количество своих фанатов в нашем регионе, и всё у неё будет отлично.

Вспомним о третьей стороне – Blizzard. Что случилось с Heroes of the Storm? Почему она не снискала популярности как на киберспортивной сцене, так и в народе?

Лично я считаю, что они допустили большую ошибку ещё на старте, сделав почти всех героев платными. Мне не очень нравится такая система, и, если бы они сделали всех героев открытыми, как в Dota 2, у игры было бы всё в шоколаде. Малое количество стартовых героев не дало игре раскрыться.

В киберспортивном плане HotS, возможно, слишком аркаден, возможно, не слишком команден, каким он на самом деле должен был быть. Мне не нравится, что там практически нет механики камбека, то есть проигрываешь одну драку после 30-ой минуты и всё — можешь выходить из матча. Там ещё много других, менее заметных минусов. В то же время есть много отличных идей. Взять хотя бы систему талантов, которую даже Valve позаимствовала для Dota 2.

Повторюсь, мне кажется, что Blizzard закопали HotS в самом начале. Были бы герои бесплатными, мы бы все с удовольствием играли в HotS, покупали маунтов и радовались жизни. Пусть бы даже сделали 50 стартовых героев бесплатными, а остальных добавляли за деньги — и так было бы лучше.

Что скажете про другую игру Blizzard – Overwatch? Какое киберспортивное будущее её ждёт?

Я не понимаю, что происходит с Overwatch. Когда игра только выходила, я был уверен, что она будет бомбой, откроет новую эру спортивных шутеров, я сам провёл в ней большое количество времени, смотрел много трансляций, в том числе все матчи первого турнира на BlizzCon.

Но сейчас я слежу за тем, что они делают в плане киберспортивного продвижения, как они анонсировали Overwatch League, все эти слухи про запредельные цены на лицензии — и я не могу этого понять. Blizzard либо не понимают, как всё сейчас работает, либо на самом деле не очень-то и хотят в киберспорт.

Не знаю, что ещё здесь сказать. Мне обидно, потому что я очень хотел бы видеть крутую киберспортивную лигу по Overwatch, я бы даже с радостью её комментировал.

А вам не кажется, что сейчас Overwatch не совсем готов к серьёзным киберспортивным турнирам? Как минимум, нет удобной камеры для слежения за игрой?

Да, смотреть её пока что бывает сложно. Признаюсь, я жду одну другую игру, которую очень легко смотреть, и которая обязательно скоро вернётся на наши экраны – это Quake Champions. В неё я верю, она будет крутой.

Какие тогда должны быть качества у игры, чтобы она стала успешна в киберспорте?

Сразу определить нереально. Могу сказать одно: в игре обязательно должен быть баланс. Любая игра, у которой соблюдён баланс, уже имеет хорошие задатки стать киберспортивной. С другой стороны, есть игры, которые и без этого претендуют на киберспортивные лавры. Например, я не люблю World of Tanks как киберспорт, потому что там нет баланса. Его активно дорабатывают в игровом плане, с прицелом на широкую публику, в боях 15 на 15, но не для киберспорта. Там слишком много рандома, что может «сломать» даже самые лучшие стратегии, в итоге может произойти всё что угодно.

Поэтому я не считаю, что World of Tanks – киберспортивная игра высшего уровня. Для меня всегда «tier 1»-киберспортом будут Warcraft 3, Starcraft, Quake Live и TrackMania Nations. Вот это настоящий чистый киберспорт: никакого рандома, никакого дисбаланса, чистый скилл, всё зависит только от прямых рук и сообразительности. Таких бы игр побольше. Когда такую следующую получим? Не знаю. Может быть, Blizzard когда-нибудь выпустят Warcraft 4, тогда поиграем.

Источник


Источник
30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости