Следующая новость
Предыдущая новость

Как нас зашляпил Марио: Наше знакомство с культовым персонажем

29.10.2017 19:50
Как нас зашляпил Марио: Наше знакомство с культовым персонажем

Сейчас усатый водопроводчик Марио — один из самых известных персонажей в игровой индустрии и символ Nintendo. О нём говорят и знают многие, игры с ним переиздаются и переделываются, а также его рады видеть гостем в других игровых франшизах. Но так было не всегда. Размышляя об этом герое в преддверии выхода Super Mario Odyssey, я поймал себя на мысли: «Интересно было бы узнать, что значит Марио, как герой игрового сериала и маскот, для нас и наших читателей». Посоветовавшись с коллегами, мы решили поговорить об этом открыто, не забывая затронуть и вопрос значимости водопроводных дел мастера для игровой индустрии.

Уверен, что у каждого своя история знакомства с Марио. Когда я учился в младших классах, то имел дома игровую консоль Rambo, которая была китайской копией древней Atari, с джойстиками и множеством вшитых игр. А у друга через два подъезда — восьмибитка, классическая Dendy, столь популярная в то время. Мы зависали у него в самые разные игры, но заветного Марио, о котором слышал каждый ребёнок в 1997 году, но видел не каждый — не было. Этот картридж, шедший в комплекте с консолью, он давно кому-то слил. Зато были Jackal, Contra, Rush’n’Attack, Life Force — счастье для кооперативного прохождения.
Всё это было классно, но Марио оставался на слуху. Я не помню, почему именно за него так все зацепились, ведь на просторах СНГ символом Nintendo был вовсе не итальянец в красной шляпе, а слонёнок Денди! Моё заветное знакомство с Марио, к тому времени я его ещё нигде не видел, а только много-много слышал, произошло в том же 1997 году, даже позже, чем знакомство с Metal Gear. К тому времени я уде прошёл оригинальные приключения Снейка на КУВТ2 и «Денди». На мой день рождения, в середине августа, бабушка с дедом подарили мне восьмибитку. Я не помню её название, их тогда расплодилось множество разных — чёрная консоль с синими кнопками, контроллерами-рогаликами вроде SEGA’овских, и кариком «миллионы игр на одной плате».

Именно на этом картридже первой игрой была Super Mario Bros, в которую я залип в первый же вечер. В чёрно-белом виде. Да, впервые Марио зашляпил меня именно в таких тонах, и я не видел его красной кепки. Телевизор «Электрон» почему-то выдавал изображение в чёрно-белом виде, как ни старался я крутить настройку канала. Решение нашлось на следующий день, когда дедушка вернулся с работы и, поковырявшись в консоли (гарантия? В топку!), нашёл в ней какой-то хитрый регулятор. Оп-ля, и изображение залилось красками!
Я с удовольствием прошёл приключения Марио в первую же неделю, с другом мы играли в кооперативе, сменяя Марио Луиджи и наоборот. Но я не могу сказать, что в тот момент этот персонаж запал мне в душу или стал каким-то символом. Лишь спустя годы я узнал, что эта самая простенькая игра-платформер, в которой единственной сюжетной фразой была «Марио, твоей принцессы тут нет, она в другом замке», стала одной из самых влиятельных во всей игровой индустрии, сформировав целый жанр и создав несколько поколений игровых разработчиков. До сих пор многие игровые дизайнеры черпают вдохновение именно из игр про Марио, потому что с точки зрения игрового дизайна они сотканы практически идеально.

По-настоящему зашляпил меня Марио в другой игре, и это не Dr.Mario. и не следующая Super Mario Bros., и даже не Mario Kart, которая мне не нравилась вовсе. Хотя восьмую часть я однозначно приобрету в коллекцию, когда-нибудь после Mario + Rabbids. Игрой, изменившей моё отношение к Марио с нейтрального на восторженное, стала Super Mario 64 для консоли Nintendo 64. Данную систему прислала мама моего друга, в то время жившая в Италии. Примерно раз в несколько месяцев она присылала новые игры, и среди Forsaken, Banjo-Kazooie, Star Wars, 007 Golden Eye и Blast Corps оказались новые приключения водопроводчика, трёхмерные и потрясающие.
Даже после великолепной Banjo-Kazooie, которую я до сих пор отношу к одному из своих любимых трёхмерных платформеров, Super Mario 64 смотрелась очень свежо, а игралась ещё лучше. Да и скачок в плане разнообразия игрового процесса был очень большим — теперь у нас был замок с множеством уровней, которые надо было открывать при помощи специальных звёзд, собирая их вокруг замка и на ранних, более дешёвых этапах. Повествование стало более насыщенным диалогами и смыслом, визуально проект поражал воображение, а врагов, препятствий и испытаний стало намного, намного, намного больше.

После этой игры Марио занял в моём сердце особое место, и до сих пор находится в нём. Это персонаж, в какой-то мере сформировавший меня, как игрока, пусть и не столь радикально, как это сделали другие серии и отдельные игры, но своё заметное влияние он внёс. Для меня Марио — это всегда весёлые и яркие приключения, вызывающие улыбку и дарящие массу положительных эмоций. Это игры с потрясающим игровым дизайном и решениями, по сей день вдохновляющими разработчиков на создание чего-то нового в своих играх, а игроков — на погружение в дебри игрового дизайна, иногда даже с переходом на тёмную сторону к печенькам. Для меня Марио — это вечный символ игровой эпохи, который сияет по сей день, и мне откровенно не хочется, чтобы это сияние угасло. Когда я перещёл с NES на SEGA и PlayStation, мне чертовски не хватало Марио, и утолять жажду приходилось эмуляторами, которые подарили мне ещё больше разнообразного опыта в приключениях с усатым героем — гонки, ролевые игры и новые платформеры.
Новая Super Mario Odyssey не делает сияние более ярким, потому что практически не преподносит ничего радикально нового, пусть и является потрясающей, идеально скроенной игрой, в которой хочется жить. Однако, она уверенно поддерживаем это сияние и наверняка заправила движок-генератор на добрые десять лет вперёд. А то и на все двадцать, ведь столько времени прошло с момента выхода Super Mario 64, духовной и игровой наследницей которого представляется «Одиссея».

________________________________

Мне всегда казалось, что Марио долбит кирпичи головой. Серьёзно, у вас наверняка появлялась такая же мысль. С самого детства я считал именно так и не мог понять, ну почему именно головой? Неужели ему не жалко свою героическую подставку для кепки? Время всё прояснило, и итальянский водопроводчик в моих глазах стал более уважаемой фигурой, ведь оказалось, что он, как заправский каратист, бьёт их всё-таки кулаком, а не своим резервуаром с серым веществом. С этим итальянским мастером газового ключа я провёл десятки, если не сотни часов, играя на NES, поэтому моё лояльное отношение к нему как к персонажу легко объяснимо, ведь для меня он, как и для сотен тысяч игроков по всему свету, стал первым значимым героем видеоигр. Прошло почти 25 лет с нашей первой встречи, а Марио всё ещё продолжает хвастаться новыми играми. Впрочем, лично для меня далеко не все проекты с участием этого усача в синем комбинезоне выходят успешным, но для себя я понял одно: Марио для меня – это синоним хороших платформеров и весёлых картингов.
Поскольку я изначально полюбил платформер с Марио, то неудивительно, что впоследствии на всех консолях Nintendo, какие у меня были, я с удовольствием играл в новые части. У меня получился огромный разрыв между NES и DS, подаривший мне вау-эффект. Я говорю сейчас о New Super Mario Bros. Концепция со времён оригинальной Super Mario Bros принципиально не поменялась, но настолько обросла деталями и свежими геймплейными решениями, что напрашивалось лишь одно слово – эволюция. Разрыв между играми – 21 год, я же ознакомился с ними с разрывом в 15 лет и удивился, что Марио меня по-прежнему поражал своей простотой. Дальше были New Super Mario Bros. Wii и New Super Mario Bros. U, а в промежутке между ними я пощупал Super Mario 3D Land.

И если серия NSMB практически не развивалась и хоть как-то попыталась поменять концепцию лишь в New Super Mario Bros. 2, то трёхмерные игры начали для меня раскрываться именно с Super Mario 3D Land. Тогда я ещё не знал о существовании Super Mario Galaxy… Весь этот кавардак с хронологией знакомств не испортил впечатление ни об одной игре. Более того, где-то в 2012 году я пощупал Super Mario 64 DS и был просто шокирован тем, насколько это крутая вещь. От оригинальной игры, вышедшей на Nintendo 64, меня отделяло 16 лет жизни, но я с таким упоением погрузился в переиздание для DS, что начал находить отголоски Super Mario 64 в большинстве трёхмерных игр про водопроводчика. Но практически всегда они медленно, но верно шли вперёд, предлагая свежий взгляд на некоторые старые решения, приправленные новыми идеями.
Благодаря подобному непрерывному развитию игры серии Марио стали для меня эталонными в жанре платформеров, причём не только 2D, но и 3D формата. Это не значит, что я наплевательски отношусь к другим франшизам, но мне кажется, что Nintendo вместе со своим главным маскотом всех времён и народов научилась задавать тренды. Не каждой игрой, но как минимум самыми яркими своими продуктами.


Мне очень хотелось бы ещё раз вернуться назад во времени и вспомнить не менее забавный хронологический кавардак. Примерно в начале нового миллениума я в гостях у друга с упоением «рубился» в Crash Team Racing на PS1. Оговорюсь сразу, гонки – это вообще не мой жанр, так же, как и хорроры (тут должна была начаться хвалебная ода серии Luigi’s Mansion, но опустим). При этом Crash Team Racing своей бесшабашностью меня покорила. Мы гоняли с другом, швырялись друг в друга бонусами, бились с ботами и получали какое-то запредельное количество удовольствия. Подобная формула картингов – это чистейший фан, его трудно с чем-либо сравнить. Это и не рейсинг, и не соревновательный экшн – это нечто среднее.
Позже, в годы владения DS я встретился с другими обладателями консоли на одной из сходок. Тогда ещё не было Nintendo Guardians, и мы просто договаривались на главном городском консольном форуме «Dreamplaying», где я был модератором, а затем встречались в каком-нибудь кафе, называя это «поинтовки». Игры мы выбирали заранее, поэтому Mario Kart DS я попробовал не столько по своей воле, сколько по просьбе других. Но это было прямое попадание в сердце. Я почувствовал те же эмоции, что испытывал при игре в Crash Team Racing. Как же так? Nintendo полностью украла механику?

Как модератор я регулярно постил всякие новости на форуме и уже тогда пытался что-то писать. Моё любопытство потянуло меня на изучение всех этих картинг-игр. Каково было моё удивление, когда я выяснил, что Mario Kart по факту является прародителем направления! Ещё в 1992 году для SNES Nintendo сваяла Super Mario Kart, послуживший основой для всех остальных игр не только серии от самой большой N, но и от других разработчиков.
Сейчас между последней Mario Kart 8 Deluxe и Super Mario Kart пропасть в четверть века. Mario Kart поменялась, и до сих пор по праву держит статус самых весёлых и мощных аркадных развлечений в жанре рейсинг. В формуле её успеха опять же заложены простые вещи. Первое – бонусы, влияющие на положение дел на трассе, второе – уникальные и необычные в плане дизайна трассы, третье – генератор азарта, граничащего с желанием людей быть первыми, четвёртое - знакомые персонажи из любимой многими франшизы. Как по мне, эти 4 элемента эволюционируют, и благодаря ним серия живёт, постоянно притягивая ту аудиторию, которая уже не может без этих весёлых покатушек с бананами, пулями, осьминогами и другими плюшками.
Это весело. Вот так банально и просто. Для чего мы играем в игры? Для того чтобы развлечь себя, верно? Так вот Марио всегда был и будет для меня синонимом веселья. Да, у него есть ужасные спортивные игры, которые иначе как халтурой не назовёшь, у него так же есть не очень сильные проекты в основной линейке, однако подавляющее большинство ключевых игр – это генераторы веселья. Продуманные, сильные и созданные лишь с одной целью – повеселить нас.
________________________________

В недавнем тексте про SNES Mini я упоминал, что не отношу себя к числу двухмерных платформеров Super Mario, и это действительно так. В детстве, года с 1996 по 1998 у меня были «Денди», но я не знал никого, кому бы нравилось играть на ней в Super Mario Bros. И я сам, и друзья, и родной дядька, подаривший мне эту приставку, отдавали предпочтения боевикам и/или играм с возможностью совместного прохождения. В те времена Super Mario Bros. прилагалась в составе какого-нибудь сборника чуть ли не к каждой пиратской консоли, и все были уверены, что хорошую игру бесплатно не отдадут. Знакомых по мультфильмам героев нет, взрывов нет, оружие почти не встречается, роботов нет, возможности играть вдвоём нет, крови нет – да кому вообще нужно это дурацкое Super Mario! Кроме того, я толком не умел проходит выходившие на консолях тех времён игры, в том числе и Super Mario Bros.
При этом мне нравилась аркадная по своей сути головоломка Dr. Mario, в которой нужно выкладывать линии разноцветных пилюль для борьбы с вирусами. Впрочем, с культовым платформером эта игра не связана почти ничем, кроме названия. Куда интересней то, что я был в восторге от оригинальной Mario Bros., где уже были прыжки по платформам, но уровни почти не различались и умещались на одном экране. Сейчас про эту игру многие забывают, но там был нескончаемый экшен и кооперативный режим с возможностью гадить напарнику – прямо как я любил в те времена. Хотя такие игры, как Chip 'n Dale: Rescue Rangers, по вполне понятным причинам мне всё равно нравилась больше. Но затем «Денди» уступила место пиратской Sega Mega Drive, а ещё через пару лет – неожиданно мощному компьютеру, и лет на восемь я вообще забыл о существовании Марио. Что и не удивительно, ведь он не значил для меня ничего.

Такой была моя любимая игра с Марио
Возвращение к Nintendo состоялось только в 2009 году, когда я подружился с несколькими поклонниками Mario Party. Прежде я не был знаком ни с жанром, ни с консолью Wii, а потому даже отнюдь не лучшая в своей серии Mario Party 8 меня всё равно покорила. Я открыл для себя много нового, и под совершенно иным углом взглянул на мир видеоигр. Не меньший шок я испытал и от знакомства с Mario Kart Wii – оказалось, что гоночные игры могут быть увлекательными даже без хип-хопа, неона, передовой графики и якобы реализма. Ничего подобного я не встречал прежде ни во времена двухмерных игр, ни на PC. В мою жизнь снова вернулись консоли Nintendo и именно игры со словом «Mario» в названии стали для них проводником.
Чуть позже я добрался и до платформеров из серии New Super Mario Bros. Но полюбить их у меня так и не получилось: попросту не интересно в них играть, даже в кооперативном режиме, хотя теперь прохождение мне вполне по зубам. И дело даже не в жанре, ведь я поклонник целого ряда платформеров для разных консолей. Зато изометрические Super Mario 3D Land и Super Mario 3D World, а также трёхмерные Super Mario 64DS и Super Mario Galaxy оставили меня в полном восторге. Каждый уровень в этих играх продуман до мелочей, разработчики предсказывают наперёд все действия геймера и регулярно находят, чем его удивить, – фантазия авторов не иссякает. Трёхмерные платформеры серии Super Mario примечательны тем, что они задают новые стандарты жанра, становятся первопроходцем и эталоном, попутно экспериментируя. Nintendo задрала планку так высоко, что почти монополизировала жанр, как в случае и с Mario Kart.
Дальше – больше, ведь я открыл для себя, как много с этим персонажем вышло разных замечательных RPG. Все говорят, что я начал с худшей из них, но Paper Mario: Sticker Star пришлась мне по душе, и только затем я последовательно купил три выпуска Mario & Luigi. Оказывается, если у сценаристов и дизайнеров есть талант, то чуть ли не любого персонажа можно сделать героем сразу множества игр, активно экспериментируя с жанрами. Отсутствие у Марио Марио сколь-либо значительной биографии позволяет вытворять с ним всё, что угодно, отправляя во всё новые приключения, и превращая то в воителя, то в спортсмена.
Как ни странно, но даже теперь слово «Mario» на обложке для меня ничего особо не значит, ведь за ним может скрываться и плохая игра – в качестве примера можно назвать относительно недавнюю Mario Tennis: Ultra Smash. Каждая новинка с этим персонажем привлекает внимание, но далее всё равно нужно выяснять, что она собой представляет. Когда стоит вопрос собственного удовольствия и потенциальных трат времени, чрезмерные авансы не получает никто, даже самый знаменитый персонаж видеоигр.
________________________________

Источник

Последние новости