Здравствуйте. Огромное спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Для начала зададим традиционный вопрос: кто Вы по образованию и как попали в геймдев?
Привет! Законченного высшего образования у меня нет — я начинал обучение по специальности филолога (а если точнее, преподавателя русского языка для иностранцев). По жизненным обстоятельствам обучение закончить не удалось — после переезда в другой город на учёбу не оставалось времени. Я решил в своё время, что диплом мне не пригодится, и пока ни разу не пожалел о таком решении. Всему необходимому и просто интересному для себя я обучаюсь самостоятельно.
В геймдев я метил ещё со школьного возраста, и уже тогда начал разрабатывать моды для игр (как и многие, начал с Морровинда и Варика-3), писать квесты, разрабатывал персонажей для различных инди-проектов, чтобы наработать портфолио. Честно сказать, я никогда не предполагал, что смогу устроиться именно по специальности сценариста, ибо в российском геймдеве она совершенно не востребована — можно сказать, всех трудоустроенных сценаристов в России можно пересчитать по пальцам рук. Реалии геймдева таковы, что необходимо иметь ещё и дизайнерские навыки. Однако мне повезло — я увидел вакансию в Allods Team, отправил резюме, прошёл несколько собеседований, выполнил тестовое задание, и уже через пару месяцев распаковывал чемоданы в Воронеже.
В чем заключаются Ваши обязанности? У многих, судя по форуму, создалось впечатление, что помимо сюжета сейчас Вы занимаетесь практически всем — от рейдов до островов. Если несложно, расскажите, как удалось охватить столь широкое поле деятельности?
Я уже отвечал на подобный вопрос на форуме, в этот раз попробую описать историю подробнее. Начнём с того, что изначально на своей позиции я не писал сюжет. В обязанности сценариста входит ещё и написание практически всего остального текста в игре — имена мобов и названия их абилок, тултипы умений, новые фишки в Лавке, эвенты, интерфейсные элементы, диалоги, туториалы, даже текст на загрузочном экране — всё либо пишется сценаристом, либо как минимум им проверяется. Вот именно этим я и занимался, и лишь изредка отвлекался на сюжетную часть.
Когда попадаешь в ядрёную среду разработки игр, твои взгляды на геймдев начинают неизбежно меняться. Помня о ситуации с невостребованностью «чистых» сценаристов, я попутно, пользуясь доступными ресурсами, вникал в механику игры и осваивал левел-дизайн. Это, в общем-то, было частично необходимо и для написания текста — например, чтобы верно назвать и описать какую-либо абилку/веху, стоит углубиться в её механику. Это гораздо проще, чем дёргать по каждому поводу дизайнера и клянчить информацию о тултипах или визуале умения.
Яркий тому пример — как мы перерабатывали классовую систему в 7.0. Классы балансировались, тестировались и переделывались едва ли не каждый день, что-то выкидывалось, что-то добавлялось — и так без остановки. Разумеется, обновлять информацию в дизайне при каждом мелком изменении было бессмысленно — это только отнимало у дизайнера лишнее время и сбивало его фокус (учитывая, что он уже сбивался придирчивыми расспросами с моей стороны).
В конце концов я решил, что в своих рамках мне тесновато, и подался в дизайн/левел-дизайн. Могу только сказать большое спасибо своей команде, что мне доверилась и позволила доказать, что я тоже что-то могу
После того, как я разработал несколько островов, наша команда фактически разделилась на две части — одна осталась на Аллодах, другая ушла на Пиратов. Svyadar, который ранее занимался принятием островов, получил целую гору новых обязанностей (вот уж точно человек и пароход), а обязанность следить за островами передал мне. Тогда же я вызвался и помочь в разработке рейда. Здесь уж был настоящий челлендж — мне отдали в разработку Сириуса.
Вы, возможно, заметили, что больше всего багофикса в ББ было именно по нему. Послужит мне уроком, как без долгого стажа браться за нестандартные для возможностей Аллодов механики
И хотя конечный результат вышел немного не таким, как я задумывал, большинством игроков рейдбосс был принят вполне благосклонно. Так что я продолжил свою практику и подготовил для ТТ сразу двух боссов — Китовраса и Скитальца. Не терпится увидеть, как с этой парочкой совладают игроки в хардмоде.
И тут меня ждал сюрприз — Алексей Колесников после того, как закончил работу над сюжетом 8.0, сообщил, что покидает команду. Поэтому сейчас я продолжаю его дело (зима — очень трудная пора для рекрутинга в геймдеве, тем более что найти из ниоткуда нового сценариста для такого проекта практически нереально) и попутно занимаюсь новыми обязанностями. Учитывая, что я успеваю отдыхать, можно сказать, всё не так уж плохо
Могли бы Вы рассказать, с чего начинается работа над очередным сюжетом на сезон? Кто решает, что, например, этот сезон будет про экспедицию Историков, а следующий про войну с Архитекторами? Существует ли какой-то план на будущие годы о том, как будет развиваться история, или она придумывается спонтанно? Насколько на это влияют мнения самих игроков?
Хыы, каждый раз — целое приключение. Начинается это с того, что арт-директор и лид-дизайнер собираются вместе у стола сценариста и вопрошают, когда будет в общих чертах продуман сюжет. Очень быстро это перерастает в собственно обсуждение этого сюжета, перебор вариантов, поиск интересных идей. Минут через двадцать осатаневшие от их переговоров коллеги выгоняют троицу в переговорку, где обсуждение продолжается в ещё более бурном ключе. Периодически туда призываются другие причастные люди.
О чём именно будет сюжет, решается в первую очередь исходя из событий предыдущего сезона. Если предыдущий сезон представлял собой законченную историю (как Умойр или Дайн), начинается поиск идей и изучение старых событий. О чём недорассказали? О чём хотелось бы рассказать? Что хотелось бы показать (к примеру, художники не хотят, чтобы после летней радужной локации шла ещё одна летняя радужная локация — и правильно делают). И самое главное — во что это выльется?
И конечно, в каждом сезоне даются намёки на то, что будет в следующем. К примеру, о прибытии новых врагов (Архитекторов) нам намекал ещё Нихаз, но сам концепт Архитекторов создался лишь в процессе создания Умойра. Затем нужна была предыстория их появления — так появился сюжет 6.0 (здесь же мы решили отойти от фракционных перипетий Лиги и Империи и задать сюжет с нейтральной стороны — от лица Историков). Почему имперская научная лаборатория? Потому что это очень хороший контраст после уютного лапотного Умойра. Примерно в то же время был определён общий ключ сюжета 7.0 — мы знали, что появление Архитекторов должно вылиться в полномасштабное вторжение. Ближе к 7.0 мы задались вопросом, к чему приведёт это вторжение, и дали себе ответ — к смерти Сарна. Сразу же возник вопрос — а что будет после смерти Сарна? В мире появится ещё одна новая раса. Но что будет с этой расой дальше? А будет... Скоро сами увидите, что будет
Спонтанность наличествует в мелких аспектах сюжета (например, на что сделать референс — на Вторую Мировую или Древнюю Грецию?), но общее видение всегда идёт вперёд на год-полтора.
Разумеется, на сюжет влияют и чисто механические идеи. Например, желание ввести в игру новую расу или новый класс. Здесь задача сценариста уже не «придумай», а «обоснуй». Практически всегда сюжет — это общее детище, и порой сценарист в нём не первая скрипка.
Мнение игроков учитывается, но решения по части сюжета очень редко им продиктованы. На моей памяти такого случая не было. Могу, однако, сказать, что события 8.1-9.0 вызовут особый интерес у тех, кто ещё помнит старых персонажей и сюжет многолетней давности.
Насколько нам известно, сейчас в общую вселенную с Аллодам входят как и Пираты, так и Скайфордж, объединенный с Аллодами некоторыми персонажами. Как взаимодействуют между собой сценаристы этих игр? Есть ли какой-то координатор?
Нет, никаких координаторов нет. Команда СФ разрабатывала свой сюжет отдельно от нас. Сценаристы СФ проконсультировались с Алексеем по поводу Нихаза и демонов как расы, но на этом взаимодействие, насколько я понимаю, закончилось. Что касается «Пиратов», и Алексей, и я немного помогли в разработке их предыстории и лоры, и она напрямую связана с АО. Алексей Корнев придумал для них очень клёвую концепцию, и мы лишь помогли её причесать, опираясь на некоторые пожелания ребят из Москвы. Учитывая специфику жанра, постоянный сценарист «Пиратам» не требуется. Там лютый экшн
Пару лет тому назад вышли несколько книг по вселенной Аллодов. Как Вы оцениваете этот опыт? Стоит ли ждать такие книги в будущем?
Хотя я и уважаю труд писателей, заложенный в эти творения, вносить их события в канон мы не стали (что уж там, местами они ему прямо противоречат). Лично я бы с интересом прочёл новые творения писателей по нашему миру. Хоть первые пташки и не избежали косяков первопроходцев, последующие творения могут учесть их опыт и описать события, которых мы в АО коснулись лишь мельком. Но увы, в ближайших планах новых книг о нашей вселенной нет.
Было ли жалко убивать такого яркого персонажа, как Сарн? Все-таки он был практически главным антагонистом все эти долгие годы.
Положа руку на сердце, скажу, что лично я вздохнул с облегчением, когда мы с ним распрощались. Бедняга отмучился. Да и мы наконец-то получили возможность прекратить выстраивать сюжет вокруг него. Замыкать события каждый раз всё на одного и того же персонажа весьма утомительно. Сарнаут огромен — столько всего ещё не написано! Теперь, когда мир потерял своего бога, в нём будет происходить что-то очень интересное.
Какой из героев Аллодов лично Ваш самый любимый и почему?
Драконид-компаньон с Острова Откровения. Еда делить, самка делить! И эта связка ног в инвентаре... А так, пожалуй, мне всё время нравился Штурм Бешеных. Хороший сплав простодушности и свирепости орка с официозом имперского военнослужащего высшего ранга.
И напоследок, дайте какой-нибудь профессиональный совет начинающим сценаристам (или левел-дизайнерам), которые хотят работать в игровой индустрии.
Мечтайте, творите, но помните: в ММО-индустрии (переживающей сейчас не самые лучшие времена) «чистые» сценаристы практически не нужны. Если всё же хотите таким стать — учите английский на профессиональном уровне. Это вам очень поможет. Что касается левел-дизайна, вам помогут знания построения композиции, а также теории цвета и законов освещения. Левел-дизайнеры работают на пару с художниками и должны быть с ними «на одной волне», чтобы создавать красивые и гармоничные локации.
И, конечно, важный совет — играйте в игры! И не просто играйте, но анализируйте, что и как в них сделано.
Источник
ТОП НОВОСТЕЙ ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ
Читайте также
Последние новости