Сегодня своё 35-летие отмечает одна из самых культовых игровых систем в мире — консоль Famicom (Family Computer), вышедшая в Японии 15 июля 1983 года. Спустя два года она стала известна под названием Nintendo Entertainment System, когда начала активно завоёвывать североамериканский рынок, а в наших краях наибольшую популярность, вполне сопоставимую с Японией и США, получил её железный клон — игровая система Dendy, мечта каждого ребёнка в начале и середине девяностых годов.
Идея создать домашнюю игровую систему с картриджами, хранящими в своих микросхемах видеоигры, и способную подключаться к телевизорам своего времени, пришла в светлые головы инженеров компании Nintendo после выпуска серии аркадных автоматов, пользовавшихся немалым успехом. Сперва планировалось создать продвинутую 16-битную консоль, которая сможет функционировать как полноценный компьютер и работать с дискетами.
Но эта идея не нашла отклика у тогдашнего президента компании, Хироси Ямаути, и он предложил инженерам разработать более дешёвую и традиционную систему с картриджами. Ямаути-сан считал, что игровые системы с гибкими магнитными дисками и клавиатурами — подарок для технофилов, не способный заинтересовать широкие массы. Словно в воду глядел. При всей популярности персональных компьютеров в наших краях, вызванной дешевизной видеоигр и возможностью поднять виртуальный чёрный флаг, многие игроки покупают консольные контроллеры для прохождения видеоигр. Впрочем, клавиатура и мышь остаются непобедимой связкой для стратегий.
Кодовое имя нового проекта было «GameCom», но жена главного дизайнера системы, Масаюки Уэмуры, предложила назвать будущую консоль «Famicom». Аргументация была предельно простой: в Японии персональные компьютеры называли «pasokon», тогда как разрабатываемая система не относилась ни к домашним, ни к персональным компьютерам, а была «семейной». Family Computer, то есть Famicom. Основные цвета консоли определил Ямаути-сан, вдохновившись рекламой DX Antenna — адаптивной антенной решётки, она же «умная антенна». На рекламных щитах с ней использовалось сочетание красного и белого цвета, что понравилось главе Nintendo.
Техническое влияние на проект оказала система ColecoVision, созданная американской компанией Coleco в качестве основного конкурента популярной игровой консоли Atari 2600. Шеф-менеджер проекта Famicom принёс такую консоль к себе домой и показал семьё. Домочадцы Такао Савано были впечатлены высоким качеством графики и производительностью ColecoVision, практически во всём превосходившей конкурентную систему от Atari. Масаюки Уэмура позже говорил, что именно консоль Coleco установила планку, ставшую основной целью инженеров Nintendo при создании Famicom.
Нет, это не телефонный аппарат для прослушки из ЦРУ, а вполне себе игровая консоль ColecoVision.
Дизайнерская и инженерная промашки случились с картриджами для системы. Сперва их планировали сделать размером с обычную магнитофонную кассету, она же компакт-кассета, но в результате получился картридж в два раза большего размера. Много внимания разработчики уделили коннекторам картриджей, поскольку с ними уже не раз были проблемы в работе с аркадными автоматами. Вместо заказа коннекторов у сторонних производителей, в Nintnedo решили создавать собственные.
Что же касается игровых контроллеров, то они были практически полностью скопированы с карманных систем Nintendo Game & Watch. Инженеры Nintendo усомнились в целесообразности создания джойстиков, подобным использовавшимся с Atari 2600, ввиду их недостатка прочности. А точнее — чрезмерной хрупкости. Сломать такой контроллер не представляло труда для ребёнка, увлёкшегося игровым процессом и не рассчитавшего силу давления на рычаг управления. Однако, несмотря на все сомнения, на морде консоли сделали 15-пинный порт для подключения внешнего контроллера аркадного типа, с джойстиком. Основные же контроллеры системы были наглухо в неё впаяны.
Nintendo Game & Watch. Она может быть хорошо знакома вам и вашим родителям, даже бабушкам и дедушкам — как и множество других развлекательных товаров, игрушек и предметов обихода в СССР (возможно, вы удивитесь, насколько их много), данная система была прилежно скопирована отечественными умельцами. были десятки вариаций «Электроники ИМ», каждая из которых предлагала другую игру.
Первый блин оказался комом, и вовсе не из-за дурацкого решения впаять контроллеры, которые нередко ломались даже при ювелирном с ними обращении. Дело было в плохом чипе материнской платы, из-за которого система работала некорректно. Вся партия была отозвана и переделана, компания Nintendo обеспечила установку новой материнской платы. Второй выпуск системы оказался чертовски успешным и к концу 1984 года она стала самой продаваемой в Японии.
Перед выходом на западный рынок, было предложено создание продвинутой версии консоли — Nintendo Advanced Video System. Как известно, компания Nintendo ещё с восьмидесятых годов славилась своими новаторскими изобретениями, идеи которых были шикарными и интересными, но реализация частенько подкачивала. Вспомнить хотя бы перчатку для NES. Продвинутая NAVS должна была поставляться в такой комплектации: системный блок со встроенной клавиатурой, устройство считывания и записи кассет, беспроводные контроллеры и специальный картридж с бейсиком. Проект не материализовался.
Вот она, проект NAVS!
А вот NES, вышедшая на западный рынок.
В 1985 году была наконец-то представлена более реалистичная система, которая и поступила в продажу под названием Nintendo Entertainment System. Она выглядела более громоздкой, чем японский оригинал, и напоминала коробку для бабушкиной бижутерии, но зато контроллеры не были намертво припаяны! Им на смену пришли 7-пинные порты. Позиционирование игровой консоли как универсальной «системы развлечений», подстегнуло Nintendo к созданию разнообразных сторонних устройств, в числе которых Zapper (световой пистолет), робот R.O.B., различными действиями реагирующий на вспышки экрана телевизора, упомянутая выше перчатка Power Glove и другие. Из всех достаточно осмысленным и популярным был только Zapper.
Перчатка Power Glove.
А вот такие восстановленные R.O.B.'ы продавались на ebay по 220 долларов США. И их даже раскупили.
В России и странах СНГ консоль NES обрела популярность под названием «Денди» — это был произведённый на Тайвани аппаратный клон, визуально чертовски похожий на японскую Famicom. Его цена составляла около 39 000 неденоминированных рублей. Название «Денди» настолько плотно укрепилось в умах детворы и молодёжи начала 90-х, что стало нарицательным по отношению ко всем восьмибитным консолям, в том числе совместимым с её картриджами «Сюбор» и «Кенга», вышедшими позже. А к началу нулевых на рынке было ещё больше клонов, в названиях которых можно попросту запутаться. Они отличались визуально, имели разный дизайн приёмников картриджей и контроллеров. Но в целом работали одинаково.
Интересно, что физически консоль Dendy умела работать с лицензионными картриджами Famicom, не испытывая региональных или каких-либо других трудностей. Но завозить их не было смысла, когда под боком был такой дружелюбный Китай, поставлявший в наши края оранжевые, жёлтые, зелёные, бирюзовые, чёрные, голубые, синие и другие картриджи с играми. Среди них были «многоигровки», предлагавшие игрокам по две, четыре и восемь игр. Встречались и более объёмные сборники, вроде 120-в-1, 9999-в-1 и так далее, но часто на них было всего несколкьо разных игр, дополненных всевозможными пиратскими хаками. Габариты пиратских картриджей примерно соответствовали изначально запланированным самой Nintendo — не сильно превышали размер магнитофонной кассеты. Микро-технологии за десять лет изменились.
Помните такие картриджи?
Может такие вызовут больше воспоминаний?
Производство Famicom в США и Европе официально прекратилось в 1995 году, а в Японии — в 2003. Хотя компания Nintendo обслуживала купленные системы вплоть до 2007 года, затем официально перевернув эту страничку своей истории. Великую страничку, без всяких там преувеличений. И это лишний раз подтверждает популярность NES Mini — миниатюрной реплики системы, вышедшей в 2016 году, и ставшей первой ласточкой, побудившей и другие компании представить собственные мини-консоли. Кроме Nintendo это сделали SNK и SEGA.
А вот производство аппаратных клонов NES и картриджей здравствует по сей день...
Читайте также
Последние новости