Следующая новость
Предыдущая новость

[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)

16.07.2018 0:17
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)

Сегодня своё 35-летие отмечает одна из самых культовых игровых систем в мире — консоль Famicom (Family Computer), вышедшая в Японии 15 июля 1983 года. Спустя два года она стала известна под названием Nintendo Entertainment System, когда начала активно завоёвывать североамериканский рынок, а в наших краях наибольшую популярность, вполне сопоставимую с Японией и США, получил её железный клон — игровая система Dendy, мечта каждого ребёнка в начале и середине девяностых годов.
Идея создать домашнюю игровую систему с картриджами, хранящими в своих микросхемах видеоигры, и способную подключаться к телевизорам своего времени, пришла в светлые головы инженеров компании Nintendo после выпуска серии аркадных автоматов, пользовавшихся немалым успехом. Сперва планировалось создать продвинутую 16-битную консоль, которая сможет функционировать как полноценный компьютер и работать с дискетами.

Но эта идея не нашла отклика у тогдашнего президента компании, Хироси Ямаути, и он предложил инженерам разработать более дешёвую и традиционную систему с картриджами. Ямаути-сан считал, что игровые системы с гибкими магнитными дисками и клавиатурами — подарок для технофилов, не способный заинтересовать широкие массы. Словно в воду глядел. При всей популярности персональных компьютеров в наших краях, вызванной дешевизной видеоигр и возможностью поднять виртуальный чёрный флаг, многие игроки покупают консольные контроллеры для прохождения видеоигр. Впрочем, клавиатура и мышь остаются непобедимой связкой для стратегий.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Кодовое имя нового проекта было «GameCom», но жена главного дизайнера системы, Масаюки Уэмуры, предложила назвать будущую консоль «Famicom». Аргументация была предельно простой: в Японии персональные компьютеры называли «pasokon», тогда как разрабатываемая система не относилась ни к домашним, ни к персональным компьютерам, а была «семейной». Family Computer, то есть Famicom. Основные цвета консоли определил Ямаути-сан, вдохновившись рекламой DX Antenna — адаптивной антенной решётки, она же «умная антенна». На рекламных щитах с ней использовалось сочетание красного и белого цвета, что понравилось главе Nintendo.
Техническое влияние на проект оказала система ColecoVision, созданная американской компанией Coleco в качестве основного конкурента популярной игровой консоли Atari 2600. Шеф-менеджер проекта Famicom принёс такую консоль к себе домой и показал семьё. Домочадцы Такао Савано были впечатлены высоким качеством графики и производительностью ColecoVision, практически во всём превосходившей конкурентную систему от Atari. Масаюки Уэмура позже говорил, что именно консоль Coleco установила планку, ставшую основной целью инженеров Nintendo при создании Famicom.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Нет, это не телефонный аппарат для прослушки из ЦРУ, а вполне себе игровая консоль ColecoVision.
Дизайнерская и инженерная промашки случились с картриджами для системы. Сперва их планировали сделать размером с обычную магнитофонную кассету, она же компакт-кассета, но в результате получился картридж в два раза большего размера. Много внимания разработчики уделили коннекторам картриджей, поскольку с ними уже не раз были проблемы в работе с аркадными автоматами. Вместо заказа коннекторов у сторонних производителей, в Nintnedo решили создавать собственные.
Что же касается игровых контроллеров, то они были практически полностью скопированы с карманных систем Nintendo Game & Watch. Инженеры Nintendo усомнились в целесообразности создания джойстиков, подобным использовавшимся с Atari 2600, ввиду их недостатка прочности. А точнее — чрезмерной хрупкости. Сломать такой контроллер не представляло труда для ребёнка, увлёкшегося игровым процессом и не рассчитавшего силу давления на рычаг управления. Однако, несмотря на все сомнения, на морде консоли сделали 15-пинный порт для подключения внешнего контроллера аркадного типа, с джойстиком. Основные же контроллеры системы были наглухо в неё впаяны.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Nintendo Game & Watch. Она может быть хорошо знакома вам и вашим родителям, даже бабушкам и дедушкам — как и множество других развлекательных товаров, игрушек и предметов обихода в СССР (возможно, вы удивитесь, насколько их много), данная система была прилежно скопирована отечественными умельцами. были десятки вариаций «Электроники ИМ», каждая из которых предлагала другую игру.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Первый блин оказался комом, и вовсе не из-за дурацкого решения впаять контроллеры, которые нередко ломались даже при ювелирном с ними обращении. Дело было в плохом чипе материнской платы, из-за которого система работала некорректно. Вся партия была отозвана и переделана, компания Nintendo обеспечила установку новой материнской платы. Второй выпуск системы оказался чертовски успешным и к концу 1984 года она стала самой продаваемой в Японии.
Перед выходом на западный рынок, было предложено создание продвинутой версии консоли — Nintendo Advanced Video System. Как известно, компания Nintendo ещё с восьмидесятых годов славилась своими новаторскими изобретениями, идеи которых были шикарными и интересными, но реализация частенько подкачивала. Вспомнить хотя бы перчатку для NES. Продвинутая NAVS должна была поставляться в такой комплектации: системный блок со встроенной клавиатурой, устройство считывания и записи кассет, беспроводные контроллеры и специальный картридж с бейсиком. Проект не материализовался.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Вот она, проект NAVS!
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
А вот NES, вышедшая на западный рынок.
В 1985 году была наконец-то представлена более реалистичная система, которая и поступила в продажу под названием Nintendo Entertainment System. Она выглядела более громоздкой, чем японский оригинал, и напоминала коробку для бабушкиной бижутерии, но зато контроллеры не были намертво припаяны! Им на смену пришли 7-пинные порты. Позиционирование игровой консоли как универсальной «системы развлечений», подстегнуло Nintendo к созданию разнообразных сторонних устройств, в числе которых Zapper (световой пистолет), робот R.O.B., различными действиями реагирующий на вспышки экрана телевизора, упомянутая выше перчатка Power Glove и другие. Из всех достаточно осмысленным и популярным был только Zapper.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Перчатка Power Glove.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
А вот такие восстановленные R.O.B.'ы продавались на ebay по 220 долларов США. И их даже раскупили.
В России и странах СНГ консоль NES обрела популярность под названием «Денди» — это был произведённый на Тайвани аппаратный клон, визуально чертовски похожий на японскую Famicom. Его цена составляла около 39 000 неденоминированных рублей. Название «Денди» настолько плотно укрепилось в умах детворы и молодёжи начала 90-х, что стало нарицательным по отношению ко всем восьмибитным консолям, в том числе совместимым с её картриджами «Сюбор» и «Кенга», вышедшими позже. А к началу нулевых на рынке было ещё больше клонов, в названиях которых можно попросту запутаться. Они отличались визуально, имели разный дизайн приёмников картриджей и контроллеров. Но в целом работали одинаково.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Интересно, что физически консоль Dendy умела работать с лицензионными картриджами Famicom, не испытывая региональных или каких-либо других трудностей. Но завозить их не было смысла, когда под боком был такой дружелюбный Китай, поставлявший в наши края оранжевые, жёлтые, зелёные, бирюзовые, чёрные, голубые, синие и другие картриджи с играми. Среди них были «многоигровки», предлагавшие игрокам по две, четыре и восемь игр. Встречались и более объёмные сборники, вроде 120-в-1, 9999-в-1 и так далее, но часто на них было всего несколкьо разных игр, дополненных всевозможными пиратскими хаками. Габариты пиратских картриджей примерно соответствовали изначально запланированным самой Nintendo — не сильно превышали размер магнитофонной кассеты. Микро-технологии за десять лет изменились.
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Помните такие картриджи?
[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
Может такие вызовут больше воспоминаний?
Производство Famicom в США и Европе официально прекратилось в 1995 году, а в Японии — в 2003. Хотя компания Nintendo обслуживала купленные системы вплоть до 2007 года, затем официально перевернув эту страничку своей истории. Великую страничку, без всяких там преувеличений. И это лишний раз подтверждает популярность NES Mini — миниатюрной реплики системы, вышедшей в 2016 году, и ставшей первой ласточкой, побудившей и другие компании представить собственные мини-консоли. Кроме Nintendo это сделали SNK и SEGA.
А вот производство аппаратных клонов NES и картриджей здравствует по сей день…

Источник

Последние новости