Следующая новость
Предыдущая новость

Границы жанра: почему не все гонки - автосимуляторы

Границы жанра: почему не все гонки - автосимуляторы

В комментариях под статьями о гонках часто возникает путаница. Одни считают, что условная Race Driver: GRID — это аркада, другие принимают её за симулятор. Третьи и вовсе относят к средней категории симкад (они же — полусимуляторы).

Тема действительно спорная. Как вообще можно называть Forza Motorsport 6 или Project CARS симуляторами — с их-то «скользкой» физикой? В серии WRC машины управляются слишком просто, а в DiRT 4 разработчики слишком сильно напортачили с поведением машин, что ставит под вопрос реалистичность этих гонок. Называть ли их теперь аркадами?

В The Crew, Test Drive Unlimited и Forza Horizon можно ездить на лицензированных машинах по правдоподобным локациям и участвовать в соревнованиях. Чем не симуляторы?

Рассуждая таким образом, можно вообще все гонки называть автосимуляторами, как это делали более тридцати лет назад в мире и в начале нулевых у нас. Но всё же делать так не стоит. Тем более, что всю за историю развития жанра появились определённые критерии для классификации игр в нём.

Единый жанр

Если проследить развитие гонок в первые несколько десятилетий, то почти ни одну из них нельзя назвать симулятором. Все они были слишком простыми по современным меркам, их объединяла лишь одна цель — воспроизвести соревнования на машинах. Они пытались передать поведение автомобиля, пускай и условно.

О реалистичности в те времена речи не шло. И тем не менее в виртуальном мире можно было ездить и соревноваться на машинах. Простая, но всё же симуляция процессов из реальной жизни.

Достаточно вспомнить Gran Trak 10, Speed Race или Rally X. В них всё настолько схематично, что по сути и не важно, как их называть. Но симуляторами эти проекты окрестили потому, что они зародились на аркадных автоматах и ко всем им прилагался руль.

Первый смысл в разделении гонок на поджанры появился с выходом Pole Position. Издатель Atari продвигал её как игру с «невероятно реалистичным вождением». Реклама, разумеется, приукрашивала действительность. В симуляторе «Формулы-1» было много неточностей: машины взрывались при столкновении или вылете с трассы, лужи — просто замедляли авто, а в поворотах важнее было рулить в нужном направлении, чем работать с газом и тормозом.

И всё же разработчики из Namco заложили основы жанра. Это была первая гонка, в который реализовали настоящую трассу Фудзи Спидвей и квалификации. К тому же часть аркадных автоматов с игрой, помимо руля, были оборудованы педалями газа c тормозом и даже секвентальной коробкой передач.

Точку в разделении гонок на поджанры поставило несколько игр в конце восьмидесятых. Сначала OutRun в 1986 году показала, что ездить на машинах можно в том числе ради веселья, любуясь красивыми пейзажами и слушая музыку. Chase HQ в 1988 году прививала интерес к преследованиям и разбиванию авто. Hard Drivin' в 1989 году — к трюкам.

Всё до сих пор неоднозначно

С тех пор прошло порядка тридцати лет, а границы поджанров до сих пор размыты. Что хуже всего, некоторые по-прежнему причисляют абсолютно все гонки к автосимуляторам. Физику авто на должном реалистичном уровне передают единицы, и развлекают далеко не все гонки. Две эти характеристики — «реализм» и «развлечение» — возьмём за основу, чтобы чётко разграничить поджанры.

Если не брать в расчет серьёзные DiRT Rally и последние две части F1, у Codemasters получаются отличные гонки на стыке аркад и симуляторов: серии DiRT и GRID. Гонки про автоспорт, которые доступны для всех, не требуют серьёзных навыков вождения и умеют развлекать.

Такие игры принято называть симкадами. Но это нечто среднее, недосимулятор или аркада с претензией на реалистичность.

Как раз полумеры в определении поджанров не нужны. Они ещё больше запутывают и размывают границы. Взять к примеру DiRT 2 или Need for Speed: Shift. Про них часто можно услышать: «Это что, симулятор?»

Но почему нет? Обе игры воспроизводят в виртуальном мире дисциплины автоспорта: кольцевые гонки и ралли. Да, у DiRT 2 не такая правдоподобная физика машин, как у Richard Burns Rally или DiRT Rally, а Need for Speed: Shift далеко до Assetto Corsa или iRacing. Однако у них та же цель — симулировать настоящие соревнования, разница лишь в уровне реалистичности.

К rFartor 2 и Assetto Corsa выходит множество модов. Так как их часто делают любители, поведение машин в некоторых заметно If1XBpio2J0 хуже, чем в изначальной игре. Называть ли эти игры из-за модов аркадами, симкадами или может быть классифицировать моды? Вовсе не обязательно. Просто нужно отбросить полумеры и называть вещи своими именами.

Вопрос ещё и в том, ради чего люди играют в разные виды гонок. В аркады играют, чтобы развлечься. В симуляторы — ради испытания и возможности прокатиться на «настоящей» машине по точно воссозданной трассе или маршруту, на Ferrari F40 по Нюрбургрингу или на Audi Sport quattro группы Б по спецучастку в Монте-Карло.

Могут ли симуляторы развлекать? Безусловно. В GRID 2 хорошо построена карьера гонщика, Driveсlub — созерцательная гонка, поражающая живописными пейзажами. Упрощённая физика машин не делает их аркадами, потому что они всё равно про автоспорт и эстетику автомобильной культуры.

Придирчивые любители хардкора — и я в том числе — предпочтут им iRacing, Assetto Corsa, DiRT Rally и продолжат там водить с рулём. Это их симуляторы.

Но это никак не принижает достоинств менее реалистичных гонок. Ведь и GRID 2, и Driveсlub дарят соревновательный дух, испытывают навыки. Не слишком правдоподобно, но для многих достаточно и их уровня.

Так как различать поджанры гонок?

Суммируя сказанное:

  • ​Автосимуляторы — игры об автомобилях, а так же связанных с ними спорте и культуре. Эти гонки воспроизводят то, что возможно в реальной жизни. Состязания на автодромах, как в любой части Gran Turismo, иногда на городских трассах, как в Project Gotham Racing. Заезды на время по раллийным маршрутам, как в серии WRC . И даже поездки на машинах по завораживающим своей красотой местам, как в Need for Speed: Porsche Unleashed.
  • ​Аркадные гонки — игры, в которых с машинами можно вытворять безумные вещи. В них разбивают авто, нарушают правила и совершают трюки, чтобы развлечься. В этом поджанре возможно всё, что невозможно или лучше не делать в жизни: погони с полицией и нелегальные гонки Need for Speed, аварии Burnout, трюки The Crew: Wild Run. Безнаказанное нарушение правил и езда по полям на спорткарах в Forza Horizon — это тоже маленькие условности, присущие аркадам.

По этим критериям я делал подборки аркад и симуляторов, в которые стоит поиграть. По ним же призываю и вас впредь определять категории гонок. Надеюсь, после этого текста вы без труда сможете отнести, скажем, Need for Speed: Pro Street к нужному поджанру.

Последние новости