Чтобы создать по-настоящему массовый шлем виртуальной реальности, Sony прошла долгий путь длиной в двадцать лет: от дорогих гарнитур Visotron, позволявших смотреть кино на ходу, до контроллеров PlayStation Move и современных систем слежения за положением головы и рук геймера. Но доведённые до ума и хорошо протестированные технологии были бы бесполезны, не позаботься платформодержатель об играх. Я впервые попробовал PlayStation VR за два месяца до старта продаж, но уже в тот момент мне показали несколько привлекательных демоверсий, после которых мой интерес к этому шлему (да и вообще к виртуальной реальности) основательно вырос. Часть из опробованных мной в тот день игр и по сей день занимает заметное место в списке лучших релизов PlayStation VR – разработчики позаботились, чтобы старт нового аксессуара был ярким.
Одним из первых значимых эксклюзивов шлема PlayStation стала игра Batman: Arkham VR, созданная в студии Rocksteady – именно той, что ответственна и за ставшую эталоном трилогию. Это неспешное приключение не даёт победить Джокера или же навалять Бейну, но всё равно позволяет ощутить себя Бэтменом – больше чем любой экшен. Вы можете изучить родовое поместье Уэйнов, поиграть на рояле, спуститься в пещеру под дом и натянуть на себя легендарный костюм Тёмного рыцаря: по частям, шаг за шагом, завершив это таинство надеванием маски. После того как проходит восторг от полученных впечатлений, самое время повертеть в руках гаджеты и экипировку: все эти сканеры, гарпуны и бэтаранги, столь дорогие поклонникам персонажа. В этот момент понимаешь, что вот оно – то, чего ты ждал от игр всю жизнь. Этот эффект длится очень недолго, но он настолько силён, что Batman: Arkham VR нравится даже тем, кто никогда не считал себя геймером и вообще сторонился цифровых развлечений. Люди, далёкие от видеоигр, говорят «Чёрт, а ведь у вас тут все серьёзно». И ещё большее удовольствие получаешь затем, когда в полной экипировке идёшь на расследование преступления: вы же ведь не забыли, что Бэтмен – самый прославленный из комиксных детективов?
Но даже сильнее чем Batman: Arkham VR мне в своё время понравилась EVE: Valkyrie. Знаю, что многие упрекали этот космический симулятор за относительную нехватку контента, но недостаток этот – формальный, он существует лишь на бумаге. Стоит надеть на голову шлем, сесть в истребитель и полететь в гущу сражений, как вы получите пусть и субъективное, но зато фантастическое удовольствие, словно бы стали героем-повстанцем из «Звёздных войн». И не имеет значения, что EVE: Valkyrie – ответвление EVE: Online и вселенная имени Джорджа Лукаса тут не причём: всё это совершенно не важно, если ты сам себя ощущаешь пилотом «Разбойничьей эскадрильи». Разработчикам удалось сбалансировать экшен и симуляцию так, что сражения получились головокружительными лишь в переносном значении слова: вас не укачивает, вы не теряете ориентации в космосе, но при этом всё равно чувствуете ту свободу, что и должна быть меж звёздами.
Что может быть круче Бэтмена и «Звёздных войн»? Только роботы – боевые, человекообразные и пилотируемые. Именно этими образцами футуристической техники и управляют игроки в соревновательный шутере RIGS: Mechanized Combat League. К разработке этого эксклюзива привлекли студию Guerrilla – авторов серии Killzone – а потому ничуть не удивительно, что результат вышел достойным. Битвы роботов стилизованы под спортивные состязания будущего: бескомпромиссные и суровые, но бескровные. Боевую машину дают выбрать из нескольких классов, которые различаются как способностями, так и габаритами. От размера вашего робота напрямую зависит и стиль ведения боя, что дополнительно выделяет RIGS: Mechanized Combat League на фоне прочих соревновательных шутеров. Примечательно, что в игре одинаково хорошо реализованы оба способа управления: и классический – кнопками, и движениями головы. Это так важно не только из-за различий в предпочтениях геймеров: класс робота, тип стадиона и режим боя также влияют на то, каким образом будет удобнее контролировать механического воителя. Потенциал и особенности RIGS: Mechanized Combat League раскрываются постепенно, и чем дальше, тем интересней сражения.
Раз уж я уделил столько внимания стартовым эксклюзивам, то нельзя не упомянуть ещё один – PlayStation VR World, сборник из четырёх неплохих игр и одной великолепной. В криминальном боевике «Ограбление по-лондонски» (London Heist), бывшем демо-версией недавно вышедшей «Крови и Истины» (Blood & Truth), геймеру предстоит стать бандитом, вломиться в музей, с абсолютным цинизмом прикончить охранников и украсть бриллиант. Надо ли говорить, что такие классические для жанра сцены здорово выглядят в VR-шлеме? Дальше – лучше. Дальше – ещё зрелищнее. Тут и погоня в автомобиле, и перестрелка с применением гранатомёта, а также драка и пытки – полный набор всех тех сцен, что полагаются экшену. Даже не будь у «Ограбления по-лондонски» интеграции с VR-шлемом, пропустить эту игру было бы преступлением, ведь настолько приятные и увлекательные криминальные приключения создают очень редко. Культовая серия Grand Theft Auto всё-таки не о том: в ней не так высока концентрация и проработка контента.
Одной из самых недооценённых игр для PlayStation VR я бы назвал Creed: Rise to Glory – симулятор, созданный по мотивам фильмов о боксе с Майклом Би Джорданом и Сильвестром Сталлоне. Кажется, что о нём слышали только самые ярые из поклонников виртуальной реальности – может быть, потому, что для боёв обязательны два контроллера PS Move. Мне повезло: у меня был один, и ещё один несколько лет как принесла и никак не забирает подруга. Creed: Rise to Glory хорош именно качеством симуляции: эта игра прекрасно отслеживает положение ваших рук, скорость удара и своевременность проведения блока. Авторы предусмотрели возможность того, что геймеры захотят попросту молотить по врагу, и ввели целый ряд специальных условий и ограничений, дабы боец уставал и терял концентрацию. Как результат, поединки тут одновременно и увлекательны и относительно достоверны. Для VR-шлемов создано множество игр про рукопашные схватки, но я рискну предположить, что эта – лучшая. Реалистичность тут сочетаются с привлекательной графикой, яркими образами персонажей и вполне себе годной кампанией. Чуть не забыл самое главное: в Creed: Rise to Glory есть мультиплеер – дуэли. И они хороши, даже Рокки Бальбоа бы не устоял и попробовал! Я понимаю, что мало у кого есть надёжный товарищ с PlayStation VR, но играть с незнакомцами по сети – тоже вполне себе весело.
В чём-то похожая ситуация и с Farpoint – эту новинку многие невзлюбили просто за то, что для игры в неё нужен контроллер прицеливания PlayStation. Не могу сказать, что сразу проникся идеей приобретения дополнительного устройства специально под игру, но спустя несколько месяцев у коллег в студии обнаружился тот самый контроллер прицеливания вместе с Farpoint, и уже было глупо упускать такой шанс. Farpoint – это футуристический шутер про отстрел жукоподобных чудовищ на отдалённой планете: этакий «Звёздный десант», только игрок остаётся наедине с жуткими тварями, и ему не до шуток. Чудища есть и огромные, малоподвижные, и стремительные, очень ловкие, и убивающие с одного попадания – всё как положено жанром. Зрелищность и динамика у Farpoint очень хорошие, и причём не имеет значения, будете вы его сравнивать с традиционными играми или же с прочими шутерами для VR. Самый же кайф (уж простите меня за разговорное выражение) – это держать в руках Контроллер прицеливания PlayStation: полное ощущение, что в руках дробовик, снайперская винтовка или какой-то футуристический ствол, созданный иноземной цивилизацией. И наплевать, что вцепился в гладкий пластиковый аксессуар – в голове в это время яркие образы, и ты успешно обманываешь сам себя. Каждый тип вооружения требует своей тактики и манеры движения, и это также способствует погружению в роль. Главное – отключить голову и целиком отдаться игре.
Многие слышали о Farpoint, но я готов поставить деньги, что лишь малая часть наших читателей знает о существовании хоррора The Exorcist VR. Так уж сложилось, что тематические издания попросту не успевают писать обо всём, и Stratege не исключение. Между тем, The Exorcist VR – очередной один яркий пример того, что для шлемов виртуальной реальности делают очень разные и весьма интересные игры. Составленный из пяти глав, этот хоррор мало того, что действительно страшный, так ещё и вовсю применяет потенциал PlayStation VR, чтобы пугать игрока. Разработчики понимают, как именно шлем искажает картинку и добиваются крайне зрелищных и неожиданных визуальных эффектов, а также тонко воздействуют на вестибулярный аппарат геймера, чтобы тому было слегка некомфортно и не по себе. То, что в каком-нибудь боевике было бы недостатком, при игре в The Exorcist VR действует только на пользу. Аналогично, одновременно несколькими разными способами применяется звук: он не только сопровождает события, но и сам по себе порождает тревогу. Эта игра – словно хоррор в квадрате, так что поклонники жанра просто обязаны познакомиться с ней.
Все уже упомянутые мной релизы для PlayStation VR принадлежат к разным жанрам, и я продолжу эту традицию, рассказав о Persistence – мрачной игре про отстрел жутких монстров на космическом корабле. Скажете, я повторяюсь? Как бы не так! Несмотря на тягучую атмосферу, порой провоцирующую аж на мурашки, и наличие огнестрельных видов оружия, эта игра балансирует между множеством жанров: шутера, хоррора, приключения и рогалика. Главный герой уже мёртв, а потому новые смерти его не страшат – он всё равно возрождается в клонах и сохраняет часть инвентаря. Почему с каждой новой попыткой заново генерируется часть корабля? Это загадка – одна из многих, которые геймеру предстоит разгадать. Запутанные коридоры, хитроумные гаджеты, оригинальные виды оружия и возможность проходить игру скрытно – иногда даже хочется провести параллели между Persistence и System Shock! Пусть это и не наследник культовой классики, но эксклюзив PlayStation VR очень умело использует те же идеи. Если же сравнивать с более современными хоррорами, шутерами и приключениями, то в голову сразу же лезет Dead Space.
Игры для шлемов виртуальной реальности зачастую не получают должной рекламы, но о Beat Saber наверняка слышал каждый. Кажется, это первый релиз, после которого все до единого геймеры позавидовали обладателям PlayStation VR и аналогов – редкий случай, когда гениальная идея действительно очень проста. Вся суть Beat Saber заключена в синих и красных блоках, едущих в сторону геймера в ритме музыки – именно их и нужно рубить лазерными мечами. Громкая музыка, красочные спецэффекты и элегантное оружие из более цивилизованной эпохи – что ещё нужно для счастья? Я сейчас не преувеличиваю. Beat Saber кажется очень простой, но она генерирует нескончаемое удовольствие и взамен требует значительной мышечной активности. Каждый, кто зажигал в тот же Just Dance, хорошо знает, что умеренная физическая нагрузка служит этаким катализатором, усилителем впечатлений от игрового процесса. Также работает и Beat Saber: всё её составляющие лишь по отдельности кажутся очень простыми, вместе они формируют одну из лучших VR-игр.
Если вы думаете, что PlayStation VR нужен только для игр с видом из глаз, то это неудивительно: шлем виртуальной реальности кажется созданным именно для того, чтобы отождествлять себя с протагонистом. Однако есть и Astro Bot Rescue Mission – этот трёхмерный платформер доказывает, что при должной изобретательности разработчиков шлем виртуальной реальности сделает лучше любую игру. Геймеру нужно вертеть головой и контроллером, чтобы следить за объектами в цифровом мире, находить тайники в закоулках и своевременно реагировать на события. Astro Bot Rescue Mission не пытается перенести вас самих на место стильного сине-белого робота, но позволяет получить максимум удовольствия от его приключений. Одолеть эту игру можно часов за пять-шесть, но эта краткость не недостаток, ведь каждый уровень чуть ли не более оригинален и интересен, нежели в Super Mario Odyssey. Тут есть и дополнительные задания, и забавные существа, и опасные боссы – всё как у самых лучших платформерах. Что похожее попытались создать и разработчики фэнтезийного VR-экшена Moss, и у них даже почти получилось: в этой красивой игре про мышонка-воителя огорчает только история, грубо оборванная посередине.
Важно, что PlayStation VR можно использовать не только с играми, созданными эксклюзивно для систем виртуальной реальности. Многие знаменитые на весь мир хиты получили собственные модификации для VR-шлема. Если вам хватит смелости, то обязательно поиграйте в Dirt Rally VR: лучший когда-либо созданный симулятор классического ралли идеально сочетается с виртуальной реальностью. Эта игра изначально хардкорна и вынуждает нестись по ухабистым трассам на совершенно чудовищной скорости, то и дело рискуя встретиться с деревом или стеной. Я порой называют Dirt Rally самым пугающим в мире хоррором – настолько сложно в ней ездить, побеждать и не зажмуриваться. Только представьте, насколько круто, всё это ощущается в шлеме: мало того, что он увеличивает погружение с помощью визуальных и звуковых средств, так ещё и физически контактирует с головой, словно бы экипировка реального гонщика.
Если же вы из числа давних фанатов PlayStation, а не занудный фанат автоспорта, то VR-шлем пригодится вам для других гонок. Футуристические заезды Wipeout: The Omega Collection идеально подходят, чтобы играть в PlayStation VR. Обтекаемые болиды, невероятные скорости и стрельба по противникам сразу становятся ещё лучше, если дать геймеру дополнительные аксессуары для погружения в цифровой мир. Аналогично и с REZ Infinite – перерождением знаменитого шутера, некогда созданного для Dreamcast: благодаря виртуальной реальности уникальная сюрреалистичная визуальная составляющая этой игры словно бы формирует воронку, в которую и затягивает увлечённого геймера. Новые режимы рассчитаны именно на PlayStation VR, но и классический сочетается с ними не хуже – вплоть до того, что во время игры забываешься и открываешь рот от восторга.
Шлем виртуальной реально преображает не только классические хиты, вроде REZ, но и такие эксперименты, как Tetris Effect – одно из лучших перерождений культовой головоломки. Череда ярких уровней с уникальным набором аудиовизуальных эффектов наверняка удивит тех, кто считает, что Tetris давно устарел. Модификация культовой классики здорово выглядит и звучит, а ещё она очень сложная – самое то для трофихантеров. Игрока всякий раз ждёт новое оформление головоломки, новая музыка и даже новый ритм вибрации DualShock. Tetris Effect хороша и без шлема, однако у игры в нём есть сразу два преимущества: и впечатления от декораций несколько ярче, и сконцентрироваться на геймплее становится проще.
PlayStation VR, как платформа, хорош ещё и потому, что естественным образом защищён от наплыва низкокачественных продуктов, число которых в последние годы возросло во многих цифровых магазинах. Аудитория шлема не столь многочисленна, как у основной системы PlayStation 4, однако особенно привередлива. Потому, чтобы продать своё детище, нужно сделать его по-настоящему качественным. Это вам не PC, где достаточно, чтобы игру купил каждый тысячный, по ошибке или случайно. Здесь же и геймеров меньше, и они не для того платят за шлем $200, чтобы играть во всё подряд. Разумеется, на PlayStation VR выходят проекты разной степени успешности, однако сам проект — один из самых успешных в истории периферийных устройств для консолей, расширяющих представление о видеоиграх. К тому же, компания Sony Interactive Entertainment не сбавляет оборотов по его развитию и интеграции.
В заключение хочется сказать: в зависимости от вашей «экипировки», разные игры для PlayStation VR могут ощущаться очень реалистично. Например, если вы владеете лишь базовым комплектом, советую обратить внимание на космические симуляторы и гонки, в этих жанрах вы получите качественно новый игровой опыт, не тратясь на дополнительные устройства. Однако если у вас есть PlayStation Move и контроллер прицеливания PlayStation, однозначно следует обратить внимание на боевики.
Читайте также
Последние новости