«Xbox One в подмётки не годится PlayStation 4». «Battlefield уделывает Call of Duty». «Техника Apple во сто крат лучше, чем глючное барахло на Android». «Хидео Кодзима — гений, а не позёр». Не согласны? Да вы просто ничего не понимаете! Фанбоя — человека, готового положить душу (а тем паче чужую) за хобби своя — легко узнать по маниакальным комментариям на форумах и в социальных сетях. Некоторые допускают ошибку, вступая с ним в дискуссию, другие ударяются в бестактность, осыпая его насмешками. Но мы попробуем взглянуть на тему отстранённо — глазами практикующих психологов.
Скромное обаяние консюмеризма
Фанбои... Что движет этими странными созданиями, полными обожания и щенячьей преданности? Они готовы ночевать под магазином, чтобы в день начала продаж долгожданного гаджета заполучить его первыми. Они раболепствуют перед брендами и покрывают тела татуировками PlayStation, Apple и Xbox. Они скупают все версии любимой игры для разных платформ и, разумеется, неистово защищают объект своей страсти от малейшей критики в Интернете, обвиняя оппонентов в предвзятости. Это сектантство? Зомбирование? Психическое отклонение? Ведь ясно же, что не может здравомыслящий человек столь сильно привязываться к девайсам, франчайзам и сообществам… Или всё-таки может?
В 1955 году американский психолог Джек Брем провёл эксперимент в магазине техники. Он демонстрировал потенциальным покупателям восемь бытовых приборов (тостер, гриль, настольную лампу и т.д.) и просил оценить предложенные товары по степени привлекательности. После выставления рейтингов участники получали бесплатно один из приборов. Но выбирать разрешалось только из двух предметов, которые сам испытуемый счёл одинаково привлекательными. Как только человек определялся с подарком, прибор упаковывали и вручали ему. А несколько минут спустя Брем просил испытуемого повторно оценить те же восемь товаров. Что в итоге? Каждый из 255 участников эксперимента с большей симпатией отзывался о выбранном бытовом приборе и с меньшей — об отвергнутом.
«Наш мозг автоматически начинает жульничать: искажать воспоминания и по-новому интерпретировать информацию»
«Вещь, которую человек покупает или получает в постоянное пользование, становится как бы частью его. Проводились разные исследования феномена “расширенного Я”. Выяснилось, например, что, если человек приобрёл предмет, у него в мозге характерные паттерны активности начинают воспроизводится. На уровне мышления это проявляется в том, что он теперь эту вещь больше ценит. Или гораздо лучше начинает разбираться в ней, подчёркивать достоинства и игнорировать недостатки», — Александр Чермянинов.
Какой вывод сделал Джек Брем? Что человеку свойственно неосознанно оправдывать выбор. Как только решение принято, мы тут же стремимся сфокусироваться на его положительных сторонах и всячески приуменьшить привлекательные стороны отвергнутых альтернатив. Для этого наш мозг автоматически начинает жульничать: искажать воспоминания, фильтровать и по-новому интерпретировать информацию. Как же работает механизм самообмана?
Игры разума
Представьте, что вы вот-вот примете некое решение — пусть это будет, к примеру, покупка новой консоли. На кону не одна сотня долларов, не говоря о тратах на диски, поэтому принятие решения будет для вас чрезвычайно важным. Вы разрываетесь на части: выбрать PlayStation 4 Pro или Xbox One X? Каждый вариант имеет сильные и слабые стороны. PS4 Pro, конечно, обойдётся дешевле, для неё разрабатывают классные эксклюзивы вроде God of War 4 и Last of Us II, да и оптимизация проектов на высоте. С другой стороны, Xbox One X — самое мощное предложение на рынке. И мультиплатформенные блокбастеры будут на «боксе» выглядеть эффектнее. Плюс совместимость с библиотекой хитов Xbox 360. Словом, до покупки вы действуете вполне рационально (читаете аналитику, спрашиваете мнения знакомых) и не можете сказать, что один из вариантов на голову лучше другого. Но, предположим, вы решили остановиться на детище Sony. Что произойдёт дальше?
Ваше поведение и мысли начнут меняться, становясь иррациональными. «PlayStation 4 Pro? Лучшее предложение на рынке! Я знал об этом и до покупки, а теперь, заполучив ненаглядную чёрную коробку, укрепился в своём мнении ещё больше! Xbox One? Каким глупцом надо быть, чтобы брать хлам от Microsoft?!» Скорее всего, вы станете проводить куда больше времени на форумах поклонников Sony и прикупите футболку с Кратосом. Не исключено, что начнёте говорить о режиме Boost, «шахматном» рендеринге и PS-эксклюзивах так, будто на свете нет ничего важнее. Добро пожаловать в фан-клуб сонибоев! Но почему же произошла переоценка привлекательности двух консолей?
«Пример с PS4 Pro, равно как и сам феномен фанатства, объясняются одним из когнитивных искажений»
Когда нам предстоит важный выбор, мы нередко разрываемся между двумя в равной степени предпочтительными альтернативами. И, как следствие, испытываем когнитивный диссонанс — психический дискомфорт. Случается это потому, что выбранный вариант редко бывает полностью положительным, а отвергнутый — полностью отрицательным. И чтобы избавиться от дискомфорта, мозг использует разнообразные когнитивные искажения, оправдывающие принятое решение.
«Когнитивные искажения — это систематические ошибки, которые совершает наше мышление. Логика следующая: эволюционно человек научился думать, возможно, не всегда точно, но быстро. И поскольку наша способность перерабатывать информацию ограничена, разум автоматически старается выбирать такие стратегии, которые упрощают сложные проблемы и поддерживают позитивные представления о самом себе. Пример с PS4 Pro, равно как и сам феномен фанатства, тоже объясняются одним из когнитивных искажений — склонностью к подтверждению сделанного выбора», — Александр Чермянинов.
«Потратились на навороченный PC — ну как тут обойтись постов на форумах о том, что “ПеКа рулит”?»
Поход в магазин за дорогой техникой сам по себе способен многое перетряхнуть в черепной коробке покупателя, но окончательно на скользкую дорожку фанбойства нас толкают дополнительные инвестиции в предмет интереса: время или деньги. Или, говоря словами экономической теории, невозвратные затраты. Это когда вы приобрели вещь, а потом израсходовали в пять раз больше дензнаков, чтобы поддерживать её в рабочем состоянии. Логика простая: угрохали 500 часов на World of Warcraft — и уже вроде как жалко бросать приключения в Азероте. Потратились на навороченный PC — ну как тут спустя год-два обойтись без апгрейда и постов на форумах о том, что «ПеКа рулит»? Обзавелись коллекцией игр в AppStore — появился стимул и дальше пользоваться гаджетами Apple. Разве можно при таких раскладах не защищать собственные вложения в глазах окружающих?
«Чем больше мы вкладываем времени или денег во что-либо, тем оно для нас ценнее. Это универсальный механизм формирования привязанностей. Однако потери мы переносим гораздо тяжелее, нежели радуемся приобретениям. Утратить ценности или убеждения — это очень травматично. Есть я и есть мои убеждения, которые тоже часть меня. И когда появляется угроза моим убеждениям, организм это воспринимает как угрозу смерти — и сразу идёт в штыки. На глубинном уровне угроза моим убеждениям — это угроза моей смерти. Вот почему фанбои неистово отстаивают свои взгляды», — Алексей Карачинский.
Мы или они
Еще Аристотель утверждал, что человек — это общественное животное. Мы хотим общаться с теми, кто разделяет наши ценности и увлечения — так возникают фанатские сообщества. Но какая сила заставляет людей делиться на враждующие лагеря? Зачем «пека-бояре» унижают «консольных холопов»? Почему каждая выставка E3 провоцирует новый виток фанбойской вендетты «PS против Xbox»?
«Когда бренд рекламируется, продвигается не просто продукт, а качество или идея. Если смотрим рекламу какого-нибудь Adidas, рекламируется независимость и свобода. И в маркетинге брендов часто используется психологическое манихейство: разделение на добро и зло. Так заложено эволюционно, что люди мыслят категориями: есть “моя” группа — и есть “другие”, с которыми надо воевать или побеждать. И наш бренд лучше», — Александр Чермянинов.
Деление на «мы» и «они» (с последующим яростным отстаиванием позиций) может произойти по пустячному поводу. В знаменитом эксперименте британского психолога Генри Тэджфела подросткам показывали картины двух художников. Парней разделили на два лагеря — сторонников Кандинского и приверженцев Клее, причём каждый получил соответствующий значок. Казалось бы, что могла изменить такая сортировка? Многое.
«Вот почему фанаты Xbox гнобят приверженцев Sony, а владельцы PC — консольщиков»
Испытуемые начали проявлять симпатию к тем, кто носит такой же значок, словно речь шла о закадычных друзьях или близких родственниках. Они оценивали участников своего лагеря как людей, имеющих более приятные личные качества. И — что самое удивительное — при распределении условных денег стремились одарить «своих» и обделить «чужих». А ведь до эксперимента подростки не были знакомы друг с другом и предложенные полотна увидели впервые в жизни! Больше того: даже когда в другом эксперименте разделение на две группы осуществлялось подбрасыванием монеты, «орлы» и «решки» вели себя подобно юным ценителям Клее и Кандинского.
Генри Тэджфел предположил, что людям свойственно конструировать представления о себе на основе принадлежности к различным группам (и эта гипотеза впоследствии неоднократно подтверждалась другими учёными). Когда вы часть какой-то общности, вы стремитесь поддерживать её положительный образ. И поскольку человек стремится считать свою группу лучшей во всём, закономерно, что для контраста должны «назначаться» и низкостатусные группы. Вот почему фанаты Xbox гнобят приверженцев Sony, а владельцы PC — консольщиков.
«...я просто условный Ваня, ничего великого во мне нет — и вдруг я становлюсь частью чего-то большего»
«Когда не хватает нормального уровня самооценки, она повышается за счёт сопричастности группе. Одно дело, когда я просто условный Ваня, ничего великого во мне нет. И вдруг я становлюсь частью чего-то большего. Поэтому мы болеем за спортсменов, которые представляют нашу страну. Мы ничего не сделали, не тренировались, не посвящали жизнь спорту. Посмотрели трансляцию, наш кумир победил на Олимпиаде, мы вместе болели за него. Формируется убеждение в голове: если он выиграл, он часть нашей страны, я часть нашей страны, тогда это и моя победа. Так у человека появляется желание быть быть причастным к чему-то большему. Если я люблю играть в World of Warcraft за орков, то при просмотре фильма «Варкрафт» я тоже буду симпатизировать оркам и видеть в них много хорошего», — Алексей Карачинский.
Норма или отклонение?
Если страсть к увлечённости чем-либо укоренена в природе Homo sapiens, как провести грань между нормальным хобби и патологией? С одной стороны, фанбойство провоцирует людей на нетерпимость к чужой точке зрения, травлю инакомыслящих и агрессию. В экстремальных случаях это может привести к убийству, как случилось в феврале 2017 года с двумя российскими программистами, поспорившими о качестве видеокарт AMD и NVIDIA. С другой стороны, на фанбоях держится популярная культура: кто ещё будет тратить время на скрупулёзное заполнение wiki-страниц, рисование артов, создание пародийных роликов, новых уровней и модификаций?
«Норма в психиатрии определяется двумя критериями. Во-первых, насколько сам человек оценивает своё самочувствие. Во-вторых, насколько он мешает окружающим, и жалуются ли близкие на его странное поведение. Когда два критерия благоприятны — норма. Если человек 20 лет фанатеет от одной вещи, собирает атрибутику, посещает тематические мероприятия, но при этом замечательно общается в кругу друзей и коллег, то ни о какой патологии речи быть не может. А вот если он, например, не ходит на работу, ухудшается гигиена и общение с родными — это уже звоночки, чтобы обратиться за помощью к специалисту», — Александр Чермянинов.
«Первый шаг к избавлению от излишней привязанности к брендам и гаджетам — осознание проблемы»
«Любая зависимость в том моменте, когда невозможно без неё жить, уже отклонение. Зависимость от человека, от игры, от бренда. Вопрос ещё в том, сколько времени человек уделяет фанбойству: если увлечение не мешает работе и социализации — проблем нет. Но в идеале от всякой зависимости лучше отказаться — ради большей самодостаточности и психологического здоровья», — Алексей Карачинский.
Первый шаг к избавлению от излишней привязанности к брендам, гаджетам и франчайзам — осознание проблемы. Когда в очередной раз руки непроизвольно потянутся к клавиатуре, чтобы обрушить на оппонентов шквал фанбойского шума и ярости, — притормозите. Осознайте, что вами движут нерациональные мотивы, описанные Джеком Бремом и Генри Тэджфелом. Но и у противоположной стороны есть такие же мотивы. И в этой абсурдной битве консюмеризма и фанатизма никто не сможет взять верх. Ведь, как сказал бы Тайлер Дёрден, «ты — это не твоя консоль и не аккаунт в Steam».
Читайте также
Последние новости