Следующая новость
Предыдущая новость

Дивный мир ушек и хвостиков: Обзор Utawarerumono: Mask of Deception

24.10.2017 22:23
Дивный мир ушек и хвостиков: Обзор Utawarerumono: Mask of Deception

В последние годы популярность японских ролевых игр на западном рынке заметно возросла, и всё больше проектов пересекают океан, добираясь до просторов США, Европы и, как следствие, России и стран СНГ. Но то, что было потеряно за годы игнорирования западного рынка, по тем или иным соображениям, очень непросто наверстать, а нечто — и банально невозможно. Игра, о которой я хочу рассказать вам сегодня, относится аккурат к такому наследию былой эры, когда японские ролевушки и визуальные новеллы не спешили покидать родные края, а преданные (или начинающие, как я) поклонники были вынуждены играть с автоматическими переводчиками, возиться с локалью Windows или ждать патчей от энтузиастов-переводчиков.
В 2003 году на персональных компьютерах появилась игра Utawarerumono, впоследствии заслужившая аниме-адаптацию, прозванную отечественными фансабберами «Прославленный». Что, в общем-то, соответствует. Буквально это название значит «Тот, о ком слагают легенды». Эта игра была вполне обычной для того времени, когда мы охотились за «японской тактикой» с эротическими сценами — основной игровой процесс предлагал нам сидеть у экрана и часами читать тонны текста, будто книгу, просматривая картинки и фактически не участвуя в принятии решений. Время от времени, потоки текста прерывались простейшими походовыми сражениями, которые даже тактикой было стыдно назвать, ведь у персонажей были только две опции: перемещаться и действовать (обычная атака, исцеление или магия). В Mask of Deception тактическая составляющая более современна, но не способна удивить искушённых поклонников жанра.

Что предельно радует — все диалоги в игре озвучены. Сообщения, видимые игроками, делятся на три вида: диалоги, монолог главного героя, и описание происходящего/местности. Первые два типа сообщений сопровождаются озвучкой! На этом определённо не экономили.
Начало новой игры очень похоже на оригинальную, только здешний герой не носит маску, которую невозможно снять. Кто играл в Utawarerumono или смотрел аниме-адаптацию, должен помнить, как Хакуроро, впервые увидев пушистый хвостик Эруру, потрогал его руками. Реакция была милейшей и весьма предсказуемой — как и во многих аниме/играх про девочек с хвостиками и ушками, фурри, хвосты являются практически эрогенной зоной, и прикосновения к ним считаются очень интимными. Аналогичная сцена ожидает вас в начале Utawarerumono: Mask of Deception. В том числе, в её аниме-адаптации 2015 года.

Вот как-то так! Аниме 2006 года (на основе оригинала) и аниме 2015 года (на основе Mask of Deception), соответственно.
Знакомство с оригинальным приключением 2003 года не является строго необходимым для понимания происходящего в Mask of Deception, но оно определённо желательно. Дело в том, что пусть пресс-материалы и не особо настаивали на этом (их содержание я ещё затрону ниже), но перед нами прямое продолжение игры 14-летней давности. Куон — дочь Хакуроро и Юдзухи из первой части, и она не просто так называет своего нового знакомца Хаку, сокращением от имени отца, что вошло в легенды племени тускуру. Также Куон неоднократно вспоминает других героев Utawarerumono, в том числе своих приёмных матерей/сестёр — Эруру, Аруру и других. Да, у Хакуроро было много жён, ведь он счастливый герой эротического SRPG-гаремника, не забываем. А семейные особенности в мире Utawarerumono заслуживают отдельного трактата.

На картинке выше можно увидеть несколько лиц из первой части сериала. Они появляются и в Mask of Deception.
События Mask of Deception, как уже говорилось выше, начинаются с классического шаблона: главный герой приходит в себя в незнакомой обстановке, ничего о себе не помнит, попадает в смертельно опасную ситуацию, и оказывается спасённым случайно пробегавшей мимо героиней. Постепенно, он начинает припоминать своё прошлое, а окружающие видят в герое некого «особенного». Почему? Они сами не очень это понимают, будто бы просто чувствуют, что перед ними необычный человек, который повлияет на судьбу их мира. Поначалу всё выглядит высосанным из пальца, будто сценаристам просто хотелось отдохнуть, но во второй половине приключения становится ясно, что это была лишь пыль в глаза. Очень хорошо продуманная и спланированная.
Разумеется, я не буду вдаваться в подробности и огорчать тебя, читатель, спойлерами. Но большинство странных и непонятных моментов, которых за первую половину игры накопится целый сундучок, будут объяснены в последствии. А некоторые — в продолжении, Mask of Truth. Сценарий и диалоги являются самой сильной стороной игры, за которую её хочется исключительно хвалить. Не каждая визуальная новелла сможет удержать игрока у экрана на пять дней подряд, и зацепить настолько, что после получения платины он сразу переключится на продолжение. Ведь этому жанру свойственно утомлять большими объёмами текста и хитрыми переплетениями. Иные из них напоминают некоторые культовые произведения, например, Code Geass.

Отголоски оригинальной эроге будут здесь от самого начала, и вплоть до завершения пост-гейма. Наследие,
от которого трудно избавиться. Да и не нужно, откровенно говоря.
Во-первых, чертовски забавно наблюдать за контрастом между главными героями. Хаку — это обычный парнишка, как я или ты, читатель. Он из подобного нашему мира, где люди не обладают хвостиками и ушками, а их физическая сила зависит от тренированности каждого, где нет гигантских всепоедающих и бессмертных слизней, огромных хищных сороконожек, тёмной магии и феодальных времён в средневековом их представлении. Для него в диковинку, когда хрупкая с виду девчонка, Куон, поднимает семь тяжёлых мешков с зёрнами, будто они по весу равняются кастрюле с супом, а не мотоциклу с коляской.
В свою очередь, в мире Куон силой особо не удивишь, даже такой определённо выходящей за рамки разумного, как у неё самой — всё-таки не стоит забывать, чья она дочь и какие силы в себя впитала при рождении. Зато умение Хаку решать арифметически задачки в уме поражают девушку, ведь для неё обычные сложение и вычитание нескольких чисел — уже «сложные примеры высшей математики». В мире Utawarerumono одинаково сильны и мужчины, и женщины, даже многие дети могут превосходить способностями силача из нашего мира. Не говоря уже о способностях к магии. Малютка Неконе, которой не дашь более двенадцати-тринадцати лет, уже вполне сформированный боец поддержки, обладающая навыками исцеления ран.

Во-вторых, на протяжении всей истории, вплоть до пост-гейма и его финала, игрок будет ловить себя на контрастирующих впечатлениях. Здесь нет как таковой эротики, перед нами «ванильная» визуальная новелла, лишённая сексуальных сцен, в отличие от оригинальной игры 2003 года. Однако, здесь огромное количество пошлых моментов с намёком на эротику — события, диалоги, комментарии персонажей и главного героя. Ушки и хвостики эроге торчат из каждой щели, начиная с первых минут приключения. Казалось бы, это может раздражать. Но нет! Большинство эротических и пошлых моментов являются главными источниками хорошего настроения, потому что переведены сценаристами в категорию шуток, причём вовсе не за триста. Вообще с юмором у игры всё хорошо, как и со сценарием. А вот не очень хорошо с боевыми сегментами.

— Что же, я рассчитываю и на твою помощь, босс.
— Пожалуйста, вот не называй меня так…
— Хм, но, похоже, ты главный в вашей группе. А значит, имя тебе нужно соответствующее. Как на счёт Большой Мужик? Или Начальник?
— … Знаешь, что? Босс — вообще отличненько.
На минутку хочется вернуться к пиар-кампании игры, прежде чем говорить о второй стороне маски. Когда компания Atlus продвигала проект на западном рынке, Utawarerumono неоднократно позиционировалась как тактическая RPG, а не визуальная новелла с соответствующими элементами. Такой подход вполне ожидаемо нарушил восприятие проекта широкой аудиторией, не знакомой с оригиналом, который был такой же визуальной новеллой с примитивными двухкнопочными сражениями, сделанными строго для разбавления игрового процесса. Так вот, воспринимать Utawarerumono как тактическую игру нельзя ни в коем случае, вы только разочаруетесь.
Боевая система внешне и похожа на типичную тактику — поле разделено на клетки, персонажи двигаются поочерёдно, в зависимости от показателя их скорости, могут атаковать, применять различные навыки, исцелять соратников, бить врагов магией и даже использовать преимущества своего положения на карте. Но всё это настолько упрощено, по сравнению именно с тактическими играми, вроде Final Fantasy Tactics, Jeanne D.Arc, Disgaea другими, что называть происходящее тактикой не поворачивается язык. Просто походовые сражения с видом сверху.

По сравнению с оригиналом, качество битв определённо возросло, а новые фишки способны порадовать даже искушённых фанатов тактики. К примеру, здесь классная система атакующих цепей — у каждого приёма есть несколько уровней, которые открываются постепенно, с развитием персонажа, и делают приём сильнее. Чтобы выполнить цепь, игроку нужно нажать кнопку «крест», а если сделать это правильно и вовремя — то удар получится критическим. Всего вариантов взаимодействия есть два: маленький сужающийся кружочек требует нажать кнопку «крест» вовремя, а большой круг, заполняющийся по диаметру — удерживать кнопку «крест», и отпустить её в нужный момент. Достоинство этой фишки в том, что она не даёт игроку заскучать в тактически примитивных и лёгких сражениях.
Интересно выглядит и система с призывом фамильяров избранными соратниками. Например, Урууру и Сараана, в случае получения или нанесения большого урона, призывают тёмного мотыля Mothmoth. А Неконе призывает маленькую куклу в начале сражения, и большую — если получит критический урон. Эти фамильяры умеют неплохо отвлекать противников, принимая удары на себя, что может спасти героев от гибели. Согласитесь, если противник, в том числе босс, использует свой коронный приём на какую-то призванную куклу, неспособную даже атаковать, вместо того, чтобы испепелить несколько ключевых бойцов — это основательный профит.

Вот так выглядит выбор, который предлагает игра. Мы не влияем на развитие событий, а лишь выбираем порядок их просмотра. Так было и в первой игре. Откровенно странное решение.
Более-менее тактическими, то есть требующими от игрока планирования и грамотного использования имеющихся ресурсов, станут сражения в пост-гейме. Но достигается это не при помощи хитрых карт или появления новых механик, а только из-за повышения сложности, что влечёт за собой увеличение уровней врагов, со всеми вытекающими. Противники становятся сильнее персонажей игрока, и нас буквально вынуждают продумывать свои ходы, с умом жертвовать одними персонажами и спасать других, хитро подводить бойцов к противникам и устраивать ловушки для боссов. Я вижу это так: разработчики решили не мудрить с сюжетными боями и сделали их простыми, чтобы игроки могли наслаждаться крутой историей, а для поклонников тактики сделали пост-гейм с шестнадцатью заданиями. И это не плохо, если вы изначально принимаете игру такой, как она есть — визуальной новеллой с элементами тактики, а не наоборот.

Я проходил версию для PlayStation 4, и она меня радовала практически со всех сторон. Производительность безупречна, а визуально всё выглядит достаточно симпатично, чтобы не раздражать глаза. Особенно после первой части, максимальное разрешение которой так и осталось в эпохе 640х480. В Mask of Deception приятный и интуитивный интерфейс, удобное управление во время битв, и фактическое его отсутствие во время основного приключения. Игрок не имеет влияния на происходящие события, а все «решения», что мы можем принимать заключаются лишь в выборе очередности просмотра событий. Подчёркиваю — мы не выбираем событие из нескольких, а лишь определяем, в какой последовательности будем их смотреть.
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что как визуальная новелла Utawarerumono: Mask of Deception совершенно не эволюционировала, оставшись на уровне 2003 года. Да, изменилась история, дизайн стал красивее, а задники выполнены в Full HD, но не более того. Никаких новых механик не появилось. А вот по боевой части эволюция проехалась основательно, сделав игру удобнее, интуитивнее, разнообразнее и приятнее. Жаль, что лишь на фоне оригинала. Сейчас, когда на рынке валом тактических JRPG, тактические и боевые решения Utawarerumono смотрятся просто и блекло. Зато для поклонников визуальных новелл здесь фактически рай, за исключением вялого старта истории, через который продираешься лишь благодаря интересной завязке и хорошему юмору.
Несколько слов хочется сказать о трофеях, раз уж я добился платины в этой игре и иду к таковой в продолжении, Mask of Truth. Перед нами практически идеальная платина, которую получаешь без миллиона лишних и рутинных действий, но за полное прохождение игры. Всего несколько трофеев могут сбить с толку, но все они получаются по мере игры. Так, есть трофей Kamunagi of Chaining, который требует провести все-все возможные комбинации ударных цепей. Что это значит? У каждого приёма может быть от двух до шести (включая Final Strike) уровней цепочки, и трофей требует выполнение каждого из этих уровней по отдельности. Нужно завершить цепь на первом, втором, третьем, четвёртом, пятом и шестом ударах. Тогда она считается выполненной для трофея. Повторить со всеми приёмами. Муторно, но не сложно, и советую записывать выполненные приёмы в Excel или блокнотик.

Вот так выглядел мой трек-блокнот, когда я проходил Mask of Deception. Во второй части такого муторного трофея нет, но появились другие, ему на замену, а боевая система слегка «апгрейднулась».
Kamunagi of Chaining — это единственный трофей, требующий немного дополнительных усилий. Ещё один, доведение персонажа до пятидесятого уровня, получается сам собою после прохождения всех шестнадцати сражений пост-гейма. К слову, это хороший трофей, потому что персонаж 50-го уровня на файле-сохранении обеспечивает получение крутого предмета в Mask of Truth! Также крутой предмет можно получить, если в команде будет персонаж с полность. прокачанными характеристиками, но вот это уже очень муторная задача.

75 Utawarerumono: Mask of Deception — это очень интересная и увлекательная визуальная новелла, история которой способна увлечь на полсотни часов, и заставить моментально пойти в магазин за продолжением, Mask of Truth. Здесь потрясающий мир, скрывающий много интересных тайн, главная из которых — его происхождение. Однако, если вы придёте в игру за тактическими сражениями, то совершите большую ошибку. Все сюжетные битвы очень простые, даже на высокой сложности, а ваши тактические навыки могут пригодиться только в пост-гейме. Стоит ли оно того? Нет. А вот если вы пришли за визуальным приключением, принимая походовые сражения лишь как способ отвлечься от чтения стены текста, в таком случае вы обратились по адресу. И награда будет щедрой.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «Бука».

Источник

Последние новости