Следующая новость
Предыдущая новость

Чужие каноны: маленькие проблемы вселенной Aliens

Чужие каноны: маленькие проблемы вселенной Aliens

Что не так с сюжетом в известной франшизе.

Через два года известному монстру Гигера исполнится 40 лет. За неполные четыре десятилетия вышло пять фильмов (шестой на подходе), множество игр, комиксов и книг. На данный момент официальным каноном считаются все фильмы и две последние игры, в том числе провальный и раскритикованный Aliens: Colonial Marines.

Однако преданные фанаты с этим несогласны и не считают некоторые игры или фильмы частью канона. Самое время разобраться в каноничности картин и рассказать о нестыковках в сюжете.

«Чужой»

Первый фильм можно считать отдельным каноном, не связанным с боевиком Джеймса Кэмерона и последующими продолжениями. Проблема каноничности последующих картин заключается в жизненном цикле существа, который в продолжениях «Чужого» отвергли.

Образ Чужого берет своё начало с рисунка Гигера Necronom IV, где изображено нечто с головой фаллической формы, ртом и зубами. От фаллических форм в окончательной версии отказались.

Necronom IV

Ни одно продолжение картины не затрагивало сексуальный подтекст так, как это делал фильм Ридли Скотта. Изначально соитие с лицехватом трактовалось как оральное изнасилование, а корабль Космических Жокеев нарочито похож (если смотреть сверху) на нижнюю часть туловища с тремя чётко выраженными вагинами. Женскими половыми органами Гигер явно вдохновлялся при создании лицехвата.

Вход в корабль

Модель лицехвата
Спойлер

Был какой-то символизм в том, что члены экипажа «Ностромо» в буквальном смысле заходили в материнскую утробу, заполненную яйцами Чужих. Андроид Эш испытывал благоговейный трепет от существа, считал его прекрасным и идеальным организмом. Этот символизм особенно поразил актрису Веронику Картрайт, исполнившую роль Ламберт в картине.

Ридли Скотт и Вероника Картрайт позже подтвердили фанатскую теорию о том, что Чужой изнасиловал Ламберт, войдя в её пах хвостом, и прорезав её тело вплоть до горла. Подтвердилось это и в DLC по первому фильму в игре Alien: Isolation, где игрок мог увидеть растерзанное тело Ламберт.

Перед изнасилованием

Последующие картины всё дальше отходили от сексуального биомеханического дизайна и идей Гигера. После «Чужого» Гигер стал частым гостем в низкобюджетных хоррорах категории B («Особь», «Презерватив-убийца»), его идеи были слишком вызывающими для блокбастеров Голливуда.

Придуманный Гигером Чужой был очень высоким, примерно под два метра ростом (около 2 метров и 20 см). Существо имело прозрачную голову с отчётливо видным черепом. Если смотреть в анфас, то он напоминал стандартный человеческий череп.

Гигер с черепом и Чужой без прозрачного покрытия головы

В первом фильме Ридли Скотт старался не показывать существо в подробностях, дабы зритель не заподозрил, что в костюме Чужого сидит человек, и весь саспенс моментально бы улетучился. Не было и термина «ксеноморф», поэтому создание просто называли «Оно» или «Чужой».

Чаще всего он передвигался на задних лапах, но если куда-то надо залезть, то он использовал все четыре конечности. Повадки первой версии Чужого в подробностях показали в игре Alien: Isolation. Внимательные игроки могли заметить разницу в поведении, по сравнению с ксеноморфами из других картин и игр. Кого-то смешило, что Чужой так громко топает.

Кадр со съемок

Во вселенной первого фильма не существуют королевы Чужих. Раса Космических Жокеев (позже Инженеров) использовала Чужих в качестве биологического оружия замедленного действия. Вопреки распространенному мнению, ксеноморф не питался другими организмами, и уж тем более не пожирал мозги для пополнения собственного здоровья, как показано в играх.

Чужой в первом фильме — биологическая машина для убийства, искусственно выращенный биомеханический андроид. Каждая особь выполняла функцию матки и могла самостоятельно создать улей в отдельно взятой местности. В первом фильме такой территорией стал корабль «Ностромо». Чужой убивал людей, забирал их тела в свое жилище, где позже использовал их как биологический материал для создания яиц.

Тело Бретта в студии Гигера и в яйце

Рисунок Гигера: Даллас превращается в яйцо

И в фильме

В яйцеподобных коконах происходил процесс, во время которого клейкий секрет Чужого использовался для симбиоза с живым или мёртвым материалом. Впоследствии материал медленно разлагался и с помощью заботливого присмотра Чужого превращался в знакомое яйцо с лицехватом.

В фильме показали, как Рипли убегает с Ностромо, но по пути случайно попадает в улей Чужого. В нём она находит тело Брэтта, которое почти полностью разложилось в яйце, а также живого капитана Далласа, молящего Рипли о том, чтобы она убила его.

По мнению режиссера, сцена тормозила темп в конце фильма, так что её вырезали из театральной версии. Позже её включили в режиссерскую версию фильма, вышедшую в 2003 году на DVD.

Не стоит забывать про запланированную мрачную концовку, где Чужой отрывает голову Рипли и голосом капитана Далласа говорит: «Конец связи». Эта идея не устроила продюсеров фильма, да и смотрелась мягко говоря странно. Тем не менее, она вносит ясность в развитие существа — это быстроразвивающийся организм с высоким интеллектом.

Фильм оставляет множество вопросов. Кто такие Космические Жокеи? Куда летел инопланетный корабль, какова была его цель? Откуда Компания (до второго фильма «Вейланд-Ютани» просто называли «компанией») знала про Чужого? Был ли заход «Ностромо» в созвездие Сетки запланирован? На первый вопрос с грехом пополам ответили в «Прометее», но на остальные до сих пор нет ответа.

Небольшая часть фанатов выделила первый фильм в самодостаточный канон. Конечно, встречаются и совсем радикальные любители творчества Ридли Скотта, считающие продолжения бездарными блокбастерами, но их немного.

«Чужие»

В 1986 году вышел культовый боевик Джеймса Кэмерона «Чужие». Казалось бы, какие проблемы у этого замечательного фильма? Дьявол, как известно, кроется в мелочах, и по части мелочей Кэмерон переделал на свой лад многие идеи первой картины.

Режиссёр взялся за сценарий «Чужих» одновременно с работой над «Терминатором» и сценарием к «Рэмбо: Первая Кровь 2». У него уже были заготовки сценария к нереализованному фантастическому фильму «Мать», в котором отважные морпехи сражались на Венере с пришельцами, а главная героиня победила матку чужих с помощью робота-погрузчика. Ничего не напоминает?

Концепт-арт Джеймса Кэмерона

От матки и боёв с многочисленными Чужими отталкивался весь сценарий будущей картины. Кэмерон рассматривал канон первого фильма с превращением органики в яйца, но решил, что зрителю будет тяжело понять этот процесс. Он посчитал его неперспективным и добавил в фильм Королеву Чужих.

Изменились и повадки существа. Если раньше Чужой представлял собой мощнейшего исполина, способного в одиночку выкосить половину населения станции (Alien: Isolation), то Кэмерон превратил некогда идеальный организм в уязвимую мишень, которую легко убить одной очередью из автомата.

Или из пистолета

Ксеноморф в картине Кэмерона передвигается в основном на четырех лапах и редко ходит в одиночку. У Чужих хорошо сформированное коллективное мышление.

Сцены из фильма, где ксеноморфы атакуют сообща

Изменился и внешний облик Чужого. Прозрачная голова из стеклопластика в первом фильме была очень хрупкой. Единственная сохранившаяся голова пребывает сейчас в плачевном состоянии, так как со временем некоторые её детали сильно потрескались и обломились. К тому же создание прозрачной головы для двух десятков костюмов и макетов влетело бы в копеечку.

Кэмерон знал про этот недостаток, поэтому от прозрачной головы у ксеноморфа отказались. Признаки человеческого черепа полностью пропали, а сама голова стала чёрной и ребристой. Помимо этого удлинилась шея и слегка уменьшился рост.

Сравнение Чужого из первого и второго фильма

Из-за редизайна в целях экономии появился вид Чужого под названием «воин». Вид ксеноморфа из первого фильма стали называть «трутнем», и впоследствии использовали только в играх и комиксах. Фанаты считают, что из человека может вылезти как «трутень», так и «воин», но при каких условиях это происходит — так и не объяснено.

Культовый боевик Кэмерона задал новый стандарт во вселенной франшизы, хоть и сильно нарушил догматы развития Чужого из фильма Ридли Скотта. Многие продукты франшизы использовали образ ксеноморфа, созданного именно в картине Кэмерона.

«Чужой 3»

Фильм от Дэвида Финчера рождался в муках. Сначала продюсеры никак не могли подобрать сценарий, думая то о захвате Земли ксеноморфами, то о деревянной планете с монахами-отшельниками. В конце концов сценарий с монахами переработали, переместив действие картины на планету-тюрьму «Фиорина-161».

Картина настолько пострадала от производственного хаоса и давления со студии 20th Century Fox, что Дэвид Финчер хлопнул дверью после окончания съемок и не участвовал в монтаже театральной версии. Фильм получил положительную критику в Японии и в Европе, но был разгромлен на родине.

Кадр со съемок

Зрителям не понравился тон картины, на котором настаивал сам Финчер. Кто-то ждал возвращения Ньют и Хикса, но этих персонажей попросту убили, превратив фильм в мрачную драму с одним ксеноморфом, кучей заключенных и злой компанией «Вейланд-Ютани».

В третий раз изменён дизайн существа. Так появился вид под названием «бегун», вылезающий исключительно из животных. Бегун быстро передвигается на четырех лапах, имеет гладкую, едва прозрачную голову и коричневый окрас. У него также отсутствовали характерные трубовидные отростки растущие из спины.

Оригинальный дизайн бегуна заказали у Гигера, но часть его идей отвергли. Существо Гигера имела чётко выраженные женские губы и второй рот в виде шипа. Концепция не понравилась в «Фокс», поэтому голову сделали на основе «трутня» из первой картины, а с новых рисунков Гигера взяли туловище.

Бегун Гигера и итоговой вариант

Других фанатов разочаровала притянутая завязка фильма, которая не поддаётся никакому оправданию или объяснению. В конце «Чужих» Рипли выбрасывает Королеву в космос, после чего погружается в криогенный сон вместе с капралом Хиксом, девочкой Ньют и сломанным андроидом Бишопом. В начале третьей картины зритель видит, что королева умудрилась протащить яйцо с лицехватом на судно. Из яйца вылез королевский лицехват, капельками кислоты он разъел криогенную камеру Рипли и прицепился к её лицу. Из-за испарений от кислоты произошла пожарная тревога и все четыре капсулы были эвакуированы на спасательном челноке. Челнок упал на планету-тюрьму, но во время жёсткого падения выжила только Рипли.

Один вопрос: как королева пронесла яйцо на корабль «Сулако»? Во втором фильме Королева оторвала яйцеклад и точно не бежала за Рипли в обнимку с яйцом. Яйцо ей также некуда было спрятать, поэтому его присутствие на «Сулако» вызывает странные чувства. Оно есть — это всё, что нужно знать зрителю.

В 2002 году Дэвида Финчера пригласили для создания режиссёрской версии фильма, но Финчер отказался, так как не захотел возвращаться к главному провалу в своей карьере. Неофициальную режиссёрскую версию Assembly Cut в итоге смонтировали в 2003 году и выпустили на DVD вместе с трёхчасовым документальным фильмом Wreckage and Rage: Making Alien 3.

После выхода Assembly Cut и документального фильма, «Чужой 3» вырос в глазах тех, кто когда-то остался недоволен картиной. 30 минут вырезанного хронометража местами серьезно изменили и улучшили сюжет.

Так, например, ксеноморфа в театральной версии не удалось закрыть в хранилище ядерных отходов, тогда как в режиссёрской версии его заперли ценой жизни многих заключенных. В театральной версии Чужой подвида «бегун» вылезал из собаки, но в режиссерской версии собаку заменили на быка. В заключительной сцене театральной версии матка вылезает из груди Рипли, а в режиссёрской — Рипли падает в лаву без лишнего пафоса.

Фильм стал более жестоким, к тому же упор в Assembly Cut идёт на диалоги и раскрытие персонажей. Пускай Alien 3 получил неоднозначную оценку в фанатской среде, но благодаря расширенной версии его переосмыслили. Теперь фильм воспринимается как отличный драматический триллер и достойное завершение истории Рипли. Картина входит в канон трилогии.

«Чужой: воскрешение»

Долгожданное завершение истории Рипли точно не было в планах «Фокса». Продолжение вышло в 1997 году и ошарашило как фанатов, так и кинокритиков. «Чужой: Воскрешение» получил смешанные отзывы по обоим фронтам, но больше всего досталось от фанатов. Это отличный пример «кота Шредингера» в кинематографе, когда существование спорного продолжения попросту отрицается. Фильм как бы есть, и как бы нет. Он вышел, но его почти никто не любит и не обсуждает всерьёз.

В режиссёрское кресло посадили Жана-Пьера-Жёне, создателя «Города потерянных детей» и знаменитой «Амели». Во время работы над фильмом режиссёр практически не знал английского языка, поэтому с актёрами часто приходилось общаться с помощью переводчика. Жёне превратил фильм о Чужих в гротескную французскую комедию с тонной неуместного юмора, абсурдных кривляний и множеством сюжетных дыр.

Если говорить о сюжетных дырах, то самой крупной из них стало воскрешение Рипли. Причиной тому были образцы крови, якобы найденные на «Фиорине-161». Спустя двести лет военным учёным всё-таки удалось создать идеального клона Рипли с Королевой Чужих внутри.

Предположим, что в засохшую кровь Рипли каким-то образом попали генетические данные Королевы, но как можно привить клону память оригинала? В капле крови содержится память человека?

Голливудское клонирование всегда отличалось от клонирования реального или теоретического, но такой подход просто разрушает всё восприятие фильма. Про сына Рипли «Ньюборна» даже не хочется вспоминать и обсуждать его всерьёз. Получеловек-получужой — худшее, что придумали в франшизе.

Сценарист Джосс Уидон до сих пор считает, что над его сценарием серьёзно надругались. Ему стыдно, что в этом фильме фигурирует его имя. По словамУидона, Жёне создал самый отвратительный фильм во франшизе, который невозможно смотреть и который не должен был появиться на свет.

Картина не превысила планку ожидаемых сборов и едва окупила затраты на производственный бюджет и масштабную рекламную кампанию. Фанаты франшизы либо отрицают существование фильма, либо расценивают его как неплохой трэшовый боевик-фанфик на один раз.

«Прометей»

Приквел-спин-офф «Прометей» пока что рано оценивать на каноничность. Ридли Скотт решил окончательно запутать зрителя, и собирается выпустить минимум три связанных между собой фильма.

«Прометей» был небольшим прологом, который не смог толком ответить на многие вопросы. Сейчас фанаты ждут грядущий сиквел под названием «Чужой: Завет» (о нём мы недавно писали), потом таинственный мидквел «Чужой: Пробуждение», а после него ещё один фильм, который раскроет загадки из «Прометея», «Завета» и «Пробуждения».

Ридли Скотт создает новую квадрологию, опираясь только на первый фильм. Это говорит о том, что режиссер поддерживает ранее отброшенный канон «Чужого».

Ридли Скотт всегда задавался вопросом: кто этот странный инопланетный парень с разорванной грудью в заброшенном корабле? Режиссёр не понимал, почему никто так и не взялся рассказать о создателях Чужих.

При взгляде на мёртвого Космического Жокея трудно определить внешний вид существа. Непонятно, растет ли оно прямо из кресла, или всё-таки может встать в полный рост. Тогда где у него ноги? Вдруг это и не создатель Чужих, а живой биомеханический компьютер перевозящий ценный груз?

Оригинальный рисунок Гигера к первому фильму

Фанаты строили теории на протяжении 30 лет, пока не вышел «Прометей», и интрига наконец-то была разрушена. Инженеры (так назвали Жокеев в «Прометее») оказались всего лишь высокими гуманоидными «культуристами» в скафандрах. Не сказать, что это очень плохая идея, но часть фанатов разочаровалась из-за не впечатляющего вида таинственных пришельцев. Некоторые фанаты просто не захотели признавать, что таинственное существо в кресле так похоже на человека.

Самое интересное, что дизайнер Карлос Хуанте придумал для Инженеров уникальный облик, но многие его наработки так и не были использованы в фильме.

Инженеры Карлоса Хуанте

Итак, на сколько же канонов разделилась киновселенная «Чужих»? С официальной точки зрения каноном считаются все фильмы. С фанатской же позиции есть три канона: «Чужой», трилогия и тетралогия. «Прометея» можно внести как в канон первого фильма, так и в канон других частей. Всё зависит от того, что Ридли Скотт покажет в следующих картинах.

Посмотрим, оправдают ли фанатские ожидания новые фильмы Ридли Скотта. Недавно режиссёр проговорился, что Рипли скорее всего появится в коротком отрывке одного из будущих сиквелов «Прометея». Скотт ещё не решил, создадут ли Рипли с помощью компьютерной графики, или просто омолодят Сигурни Уивер благодаря современным технологиям.

Книги и комиксы

Ситуация в печатной продукции по вселенной «Чужого» складывается удручающая. Есть неплохие, но далеко не идеальные книжные адаптации фильмов за авторством Алан Дина Фостера. Если под рукой нет интернета или диска с фильмом, то почитать ещё можно, но вряд ли хватит больше чем на одно прочтение.

Новеллы Алана Дина Фостера

Что касается остальных книг с самостоятельным сюжетом, то они недалеко ушли от плохо написанных фанфиков с бесконечными роялями в кустах, ретконами и штампами. В отличие от «Звёздных Войн», где встречаются очень сильные и интересные произведения, с расширенной вселенной «Чужих» всё не так.

Идут годы, а на полках продолжают появляться официальные фанфики с кричащими слоганами о близости к канону. Так, например, говорили о свежей книге Тима Леббона «Из теней».

Примеры современных книг по вселенной

По официальному синопсису события книги происходят между первым и вторым фильмом. Жители шахтерской колонии LV-178 находят в недрах планеты Чужих. Позже к ним на помощь приходит сама Эллен Рипли. Рипли решила проснуться между событиями первого и второго фильма, а потом стерла себе память и снова погрузилась в сон. Ознакомившись с аннотацией и честными рецензиями, редкий фанат захочет купить подобное себе в коллекцию.

С сюжетом в комиксах дело обстоит куда лучше. Главное ловко увернуться от избитых историй, в которых Чужих находили в заброшенных кораблях землян, пирамидах, пещерах и просто на поверхности необитаемых планетах. Авторы таких историй редко объясняют читателю то, откуда в этих местах появились ксеноморфы — они просто есть.

Aliens: Survival

Хватает работ про генетические эксперименты над Чужими. Например, в Aliens: Stronghold синтетический ксеноморф Джерри умел разговаривать и обожал курить кубинские сигары. В другом комиксе представлены ксеноморфы-драконы и раса инопланетных ящериц Риперов. Подобные истории существует только ради забористого экшена и быстро выветриваются из головы.

К первоисточнику бережнее всего отнёсся комикс Aliens: Newt’s Tale. Сюжет комикса начинается незадолго до событий картины Джеймса Кэмерона и пересказывает её сюжет от лица малышки Ньют. В первую очередь комикс показывает последние спокойные будни колонии, как умерли родители Ньют и как девочка выживала в условиях смертельной опасности.

Неоднократно в комиксах поднималась тема происхождения Космических Жокеев. Часто их изображали в виде гигантских и мудрых слоноподобных исполинов. В комиксе Aliens: Apocalypse их причислили к расе древних родственников ксеноморфов, которых обычные Чужие истребили более миллиона лет назад.

В Aliens: Outbreak один из Жокеев сначала помог людям, но потом решил поработить Землю. Инопланетянин общался с людьми при помощи телепатии и умел левитировать.

Благодаря комиксам родилась популярная и узнаваемая франшиза Aliens vs Predator. Хотя в плане кроссоверов авторы комиксов не знали меры, поэтому Чужие сражались с Суперменом, Бэтменом, Судьей Дреддом, Зелёным Фонарём, Терминатором и даже викингами.

Недавно анонсированный комикс Aliens: Dead Orbit расскажет историю одинокого астронавта на заброшенной космической станции. Комикс вдохновлен картиной Ридли Скотта, рисунками французского комиксиста Жана Жиро и дизайнера Рона Кобба. Выглядит интересно и многообещающе.

Увы, но количество печатной продукции сильно преобладает над качеством, поэтому ни одной каноничной работы нет ни в комиксах, ни в книгах.

Игры

Про лучшие игры во вселенной Aliens мы уже рассказывали в нашем обширном материале, но сейчас подробно остановимся на сюжетах. Официальным каноном считаются две игры — Aliens: Colonial Marines и Alien: Isolation. Да, фанаты сколько угодно могу бить кулаком в грудь и называть Colonial Marines бездарный поделкой, не заслуживающий право на существование, но официально — это признанный и оглашенный канон.

Итак, что же нам показала игра? Например, смешных и неуклюжих ксеноморфов-мутантов. «Идеальный организм» в который раз оказался неидеальным, а сценаристы совершенно забыли, что на ксеноморфов не действует вакуум и радиация.

Разрушения на LV-426 в картине Кэмерона были катастрофическими. Произошёл сильнейший ядерный взрыв, полностью уничтоживший всю колонию. В Colonial Marines игрок бродит в паре сотен метров от взорванного и «фонящего» реактора по слегка помятой колонии с работающим электричеством.

Сценаристы из Gearbox, похоже, не очень любят третий фильм: в Colonial Marines умерший капрал Хикс «воскрес». В третьем фильме криокапсула просканировала тело мертвого Хикса и по биологическим данным подтвердила его личность. Сюжетный поворот в Colonial Marines с подменой тела и взломом криокапсулы — смотрится странно и даже противоречит самому сюжету игры.

Видеозаписи в игре намекали, что у Хикса не было времени заниматься подменой тела, но он как-то умудрился провернуть хитрый трюк и начал войну против сотрудников «Вейланд-Ютани» и Чужих.

Сюжет ничего не дает франшизе, а только противоречит второму и третьему фильму. Colonial Marines хочется забыть, и сильно этому способствовал великолепный хоррор Alien: Isolation.

Приключения дочери Рипли на космической станции «Севастополь» удовлетворили запросы самых придирчивых поклонников. Игру создавали фанаты для фанатов, к тому же разработчики ориентировались на канон Ридли Скотта, поэтому в игре Чужие делают яйца из органики. Как и в первом фильме, существо передвигается на задних лапах, имеет прозрачную голову и представляет идеальный организм, который тяжело застрелить, проткнуть или сжечь.

Отдельного упоминания заслуживает DLC Crew Expendable, основанное на вырезанной сцене из последний версии сценария «Чужого» Ридли Скотта. По сюжету вырезанного куска, команде корабля «Ностромо» удалось заманить Чужого в шлюз и почти выбросить в космос, но анроид Эш саботировал операцию, в последний момент включив сирену и тем самым спугнув Чужого.

Alien: Isolation — лучшее, что случилось с каноном во вселенной за многие годы. Игра не только отлично вписывается в него, но и закрывает часть вопросов оригинала. Потрясающая работа, с которой должен познакомиться каждый преданный фанат франшизы и просто любитель хороших фантастических хорроров.

Источник


30 ЛУЧШИХ ММО ИГР

Последние новости