Следующая новость
Предыдущая новость

Архаичный привет из прошлого: Обзор Shenmue III

02.12.2019 22:31
Архаичный привет из прошлого: Обзор Shenmue III

Shenmue III — контрастный проект, сделанный так, как в нынешнее время игры уже не делают. Это ключевой факт, который необходимо учитывать при первых же мыслях о приближении к новинке и франшизе Shenmue в целом. Вышедшие в прошлом году переиздания это лишний раз доказали, представив игрокам невиданную в других сериях степень проработки игрового мира. Даже у Rockstar Games не всё настолько детально и интерактивно. Создавая эти проекты, команда Ю Судзуки пыталась вдохнуть жизнь в каждого NPC, в каждый ящичек и даже тумбочку. Здесь всё непривычно и даже слишком реалистично — от изучения окружения, до боевой системы, построенной на принципах Virtua Fighter.
Однако подобный подход к игровому дизайну не прижился. Я вижу этому две основные причины: слишком высокая реалистичность не только создаёт нагромождение возможностей, при этом не пытаясь равноценно наградить игрока за любопытство, но и раздувает проект до невероятных размеров, как по содержанию, так и по срокам разработки. Первые две игры Shenmue совокупно представили нам сюжетный контент, по продолжительности сравнимый с первой Yakuza, вышедшей спустя несколько лет. А в закромах у дизайнера Ю Судзуки был прописан сюжет на более чем десять таких проектов. Это определённо не влезало в рамки разумного, и серия Yakuza от Тосихиро Нагоси заместила собой приключения Рё, которые фактически стали её фундаментом.

Игроки, естественно, не забывали о Shenmue и Shenmue II, ведь, несмотря на скоротечность, история чертовски захватывала. И вот, спустя 18 лет нам представляют официальное продолжение, сделанное под руководством всё того же Ю Судзуки. Здесь есть всё, за что полюбили серию 20 лет назад — проработка мира практически до мелочей (кроме неприятных исключений вроде игнорирования персонажами погодных условий и бессмысленного существования 99% забегаловок); выросшая в динамике и удобстве боевая система, созданная на основе реальных восточных единоборств; знакомые персонажи, довольно красочная и приятная графика. Да вот только главное разработчики совсем забыли — учесть прогресс в игровой индустрии за последние 18 лет.


Игра Shenmue III с первых минут отправляет нас в прошлое, причём во всех отношениях: на дворе 1987 год, а в дизайне проекта, его игровом процессе и повествовании — 1999-2001. Мир новой части получился даже живее предыдущих. Он наполнен большим количеством интересных мелочей, таких как неумение детей читать китайские иероглифы, потому что по возрасту ещё не положено, или умение NPC довольно грамотно сориентировать игрока практически в любой ситуации, в зависимости от его и их собственного положения в городе. Так, если игрок ищет какой-то магазин или заведение, NPC отправят его или в конкретную точку на своей улице, или в направлении нужной игроку улицы, а уточнять конкретное местоположение искомого объекта придётся уже там.
Я наверняка не ошибусь, сказав, что именно эти мелочи сформировали данную франшизу, оказавшую немалое влияние на жанр трёхмерных приключений в открытом мире. Однако, как в прошлых, так и в новой игре серии, разработчики допустили немало различных неудобств, которые будут вылезать на протяжении всего прохождения, особенно если вы нацелены выбить все трофеи. Всё это легко можно было простить в переиздании прошлого года, но не в новинке, разработанной уже в нынешнем консольном поколении. Например, в Shenmue III присутствуют просто недопустимые элементы случайности в некоторых мини-играх, где им вообще не место. Ярчайший пример — черепашьи бега. Мы долбим по кнопкам, чтобы приободрить черепаху, на которую сделали ставку, но куда большее влияние на результат оказывает «правильный выбор цвета». Его может подсказать находящаяся в другом конце деревни ворожея.

В игре много весьма хорошеньких девушек, но они совершенно не интересуют Рю. Даже когда есть явная обратная симпатия. А ещё здесь можно встретить дальную родственницу Чунь-Ли:

Очень раздражают некоторые связки игровых и сценарных решений, ведущие к бессмысленным усилиям со стороны игрока, а порой и трате ценных юаней. Всё-таки в деньгах Рю не купается, хоть это и несложно организовать. Конкретный пример: вскоре после начала игры мы ввязываемся в две драки подряд, причём вторая — из категории «протагонист проигрывает при любом раскладе». Вместо того чтобы дать игроку это понять стандартными средствами (масса здоровья у противника, его неуязвимость и т.д.), разработчики делают бой простым и даже позволяют одержать фактическую победу, вот только последующему ролику на этот момент глубоко наплевать. Как и на то, что, надеясь победить, вы использовали дорогостоящий целебный эликсир, потому что после первого боя здоровья осталось с гулькин нос.

И это не единственный эпизод в игре с подобным исходом. В 2019 году мне просто непонятно, зачем допускать подобные ходы, обманывающие игрока — когда мы по факту одерживаем победу, но внезапно противник просто берёт и размазывает персонажа, потому что так велит скрипт и это просто необходимо сценарию. Неужели нельзя собрать подобный по смыслу и результату эпизод как-то иначе, без ложной победы? Если исключить обманчивые эпизоды, сюжетный контент Shenmue III, крупной игры 2019 года выпуска, будет не длиннее её предшественницы 18-летней давности, и даст не больше ответов на вопросы, чем приключения Рю в Гонконге. А вот самих вопросов она оставит больше. В конкретику сюжета вдаваться не буду, отмечу лишь, что, несмотря на спорные решения сценариста и явное затягивание, история продолжает быть очень интересной.
Но спустя 18 лет выдать маленький клочок сюжета, напичкав проект гигантским количеством смешных и нелепых мини-игр… Ю Судзуки-сенсей, что же вы делаете?..
Оригинальные Shenmue на Dreamcast, а точнее на эмуляторе оного, я проходил задолго до просмотра аниме и чтения манги о сильнейшем в истории ученике боевых искусств Кенъити. В прошлом году, когда погружался в переиздание Shenmue I & II Remastered на PlayStation 4, то и дело испытывал ассоциации именно с этой мангой и её аниме-адаптацией. Во время новых приключений с Рё эти ассоциации не только никуда не делись, но и основательно усилились. Мы тоже обретаем новые способности ради победы над более сильными противниками, объясняя своим мастерам боевое искусство одолевшего нас противника на основе увиденных стоек и движений, а на полулегальной арене с боями встречаем даже дальнего родственника Апачая Хопачая:

Прискорбно, что всё это строго по сюжету и всего дважды за игру. А могла бы получиться интересная система обретения навыков, не уступающая свиткам приёмов.
Ещё одно очень невменяемое неудобство: система пропуска диалогов. Кнопкой «квадрат» можно проматывать только уже ранее прочитанные фразы, вот только регистр этих фраз очищается с каждым новым днём! А значит, вам нужно постоянно заново и не пропуская слушать реплики продавцов, игроков и других NPC, хотя бы один раз в день. Естественно, если с персонажем разговаривать нет необходимости, чаша сия вас обходит, однако продавцы для игрока — как раз те NPC, с которыми общаешься довольно часто. И это я привёл лишь несколько примеров очень странных, архаичных и подлежащих безболезненному устранению неудобств, коих в этом 15-часовом приключении гораздо больше. Из этих 15 часов, к слову, около 6-7 вы будете просто гриндить навыки и зарабатывать деньги, чтобы продвинуться по сценарию. Я провёл в Shenmue III гораздо больше времени, 15 часов у меня заняло прохождение лишь первой деревни, но это из-за собственного желания посвятить много времени за рыбалкой и тренировками.
Однако что я всё ною и ною. Есть и немало хорошего в Shenmue III, даже среди архаичных, ржавых и найденных на свалке игровой истории механик. Изучать игровой мир традиционно интересно, равно как и общаться с NPC. Многие из них интересно прописаны и индивидуальны, они могут дать ценные подсказки или выдать задание, наградой за которое станет или ценная вещь, или ещё более ценная информация. Зачастую это места для рыбной ловли. Также интересно здесь прокачивать Рю, выполняя упражнения в додзё и проводя спарринги. Система прокачки элементарна: есть у нас уровни выносливости, атаки и кунг-фу. Последний состоит из суммы двух первых, а они, в свою очередь, зависят от уровней мастерства в боевых приёмах и упражнениях на выносливость.

Пример: если игрок отправляется в додзё, имея в кармане свиток с развиваемым навыком (отмечены жёлтыми кружочками в правом верхнем углу иконки), то, прокачав его до 10 уровня, персонаж повышает уровень атаки на единицу. Выполняя стойку лошади, ходя по кругу или тренируя кулаки на деревянной кукле, игрок повышает уровни каждого из этих упражнений. Достигнув 10-го, мы получаем 1 уровень выносливости и повышаем сложность упражнения. Всего у каждого упражнения на выносливость по 7 уровней сложности. Или у какого-то 8… Не важно, сути не меняет. Свитков с приёмами в игре полным-полно, но, чтобы купить все в одном забеге, нужно потратить десятки часов реального времени, занимаясь рыбной ловлей, управляя погрузчиком и собирая травы на продажу. Ещё можно колоть поленья, ловить кур и уток, играть в азартные игры и так далее.
Прокачка и течение игры реалистичны и интересны, хоть очень раздражает «детский час» — Рю отправляется домой или в гостиницу ровно в 21:00, и после этого ещё 2 часа может бессмысленно слоняться по комнате или разговаривать с Шеньхуа. Что иногда бывает интересно, но зачастую ощущается довольно невинно и неуклюже. В 23:00 принудительный отбой. Стали намного легче все QTE, и это единственный «отголосок прогресса», который я бы не назвал очень необходимым. Если в прошлых играх провал случайного QTE вёл к вечному же провалу потенциального побочного квеста или активности, в Shenmue III мы не продвинемся дальше, пока не выполним последовательность правильно.
Несколько слов о трофеях: платиновый кубок в игре есть, плюс отдельные наборы трофеев за дополнения, и получение 100% здесь похоже на путешествие в ад. Вместо интересных задач от нас требуют максимально гриндить всё, что в принципе гриндится, потом немного отдыхать и повторять проделанное по кругу. В том числе участвовать в неинтересных мини-играх вроде проклятущих «Lucky Hit», где мы бросаем шарик по доске с гвоздями, и заниматься прочей дребеденью. Накопление полумиллиона жетонов для азартных игр выглядит как издевательство, и даже ловля 1000 рыбок на фоне всего остального гринда кажется райским уголком. Во-первых, потому что рыбалка тут простенькая. Во-вторых, потому что она — один из лучших и простейших способов обогащения. Я получил этот трофей в первом же прохождении.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в Shenmue III предусмотрена «Новая игра+», позволяющая перенести в следующее прохождение все полученные в предыдущем навыки, деньги, жетоны азартных игр, уровни и так далее. Заново придётся собирать все цветы и выполнять побочные квесты, если трофеи за эти активности не были получены при первом забеге. А это вероятнее всего, если вы играете без гидов. В общем, игра на 15-20 часов спокойного прохождения без гринда, на 30-35 часов прохождения с гриндом, и на 70-100 часов выбивания платины. Как-то так.

Тут важный момент — если вам интересно развивать персонажа, играть в мини-игры, искать побочные задания, копить деньги на все приёмы и прочее, тогда Shenmue III сумеет доставить удовольствие. Поклонникам же она подарит часы радости, но непременно сильно разочарует в финале — он ещё более открытый, чем в Shenmue II. Перспектива вновь ждать 18 лет, пока разработчики наскребут по сусекам на потенциальную Shenmue IV (что Ю Судзуки уже начинает делать), совершенно не мотивирует. Когда я дошёл до очередной «временно финальной точки» в истории Рю, почувствовал себя сидящим у разбитого корыта. И опустошенным. Годы ожидания, и ради чего? Очередного набора вопросов, которых стало только больше?
Ведь не ради обилия однообразных мини-игр?..

Открытыми остаются вопросы и к технической части игры. Так, здесь очень часто продавцы и окружение внутри магазинов прогружаются прямо на глазах. Вы подбегаете к магазину и видите, что в нём совершенно пусто. Через секунду появляются прилавки, а уже с подходом к месту кассира может из стены выйти и сам продавец. Выглядит это не очень. К счастью, с кадровой частотой и временем загрузок в игре всё достаточно хорошо на PlayStation 4 Pro, но я не исключаю, что на ванильных консолях проблем может быть больше. Непонятно, зачем было создавать видимость функционирования многих игровых объектов, не обеспечивая их интерактивность — это несколько ломает впечатления и выглядит нелепо на фоне детальной проработки многих других элементов. Почему я могу обыскать каждый ящик в комоде, открыть каждую тумбочку, но, зайдя в бургерную увижу блюда с едой за пустыми столами, но даже перекусить не смогу?
А ведь питаться в Shenmue III жизненно необходимо, показатель здоровья героя постоянно уменьшается на единицу при ходьбе, и ещё быстрее — при беге. Для восполнения требуется кушать всё, что попадётся под руки и может быть куплено. Или где-то позаимствовано. Самым питательным продуктом в первой деревне является чеснок, и становится понятно, почему разработчики решили не добавлять в игру романтику, обнимашки и прочее. Есть ещё зелья и предметы, восполняющие побольше здоровья. Получилось так, что разработчики уделили чрезмерно много внимания одним деталям, обойдя другие стороной. Ввиду бюджета или сроков — это уже никого не волнует, потому что конечный результат смотрится дико. Примерно настолько же, насколько дико звучит безжизненная и отрешённая английская озвучка. Японская тоже, увы, не сахар, но получше будет.

В игре невероятно много собирательных предметов, от гасяпонов из соответствующих автоматов, до игрушек, техники, фурнитуры и оружия. Всё это собирается в тематические наборы и является валютой. За собранные сеты можно выменять ценные свитки или просто крупную сумму денег в ломбардах. Вот только собрать иные наборы дольше и дороже, чем заработать рыбалкой 3000 юаней на условный свиток, который можно не только выменять, но и купить в оружейной лавке.
Без записной книжки Рё тоже никуда, это важнейший сборник информации в игре:

Подходя к финалу хочется добавить, что мне откровенно непонятна мотивация команды Ys Net и лично Ю Судзуки. Все прекрасно знали, с каким нетерпением и трепетом поклонники ждут Shenmue III, но сделали её спустя рукава, по принципу «и так сойдёт». Да, история здесь интересная, но это скромный отрывок — одна глава из толстой книги, листы которой вырвал какой-то Тёмный Властелин, и не намерен отдавать их. Часы вместе с Рю доставили свою дозу удовольствия, в том числе благодаря архаичности, но это обусловлено моей любовью к оригинальным играм и является строго индивидуальным попаданием.
Если вы увлечённый индустрией и её историей человек — все три вышедшие игры серии предоставят вам интересный игровой опыт. Несмотря на всю его моральную устарелость, дряхлость и громкий стук сыплющихся песчинок. Эти игры — более-менее живые примеры креативного игрового дизайна конца прошлого и начала текущего века, когда трёхмерные приключенческие проекты в открытом мире только зарождались, и разработчикам очень хотелось перенести реальную жизнь в этот удивительный виртуальный мир по ту сторону экрана. Вот только неспроста присущая серии Shenmue дотошность не прижилась в индустрии…

Кто-то из разработчиков втихаря написал обращение к SEGA и Тосихиро Нагоси над дверьми большого храма...
60 Shenmue III — самый спорный проект этого года. С одной стороны, приключение получилось очень оригинальным, старомодным, душевным и увлекательным. С другой — масса недостатков и чувство опустошенности из-за того, что долгожданное продолжение явно создавалось спустя рукава. Это вовсе не возвращение культовой франшизы, которое ждали поклонники. Здесь сохранена оригинальная романтика и комплексность проработки мира, однако всё остальное выполнено по методичке игрового дизайнера конца прошлого века, которая уже много лет как неактуальна. Если вы не ностальгирующий поклонник серии, готовый мириться с дизайнерскими решениями 18-летней давности, многие из которых стали моветоном, рекомендую обходить игру стороной.
Ежели вы поиграли в переиздания и они вам понравились — дайте проекту шанс во время скидок, но будьте готовы получить лишь небольшой клочок истории.
С такими темпами и наполнением финал истории увидят наши внуки, а создан он будет правнуками Ю Судзуки. По-моему, в сложившихся обстоятельствах будет разумно или закрыть серию вовсе, или перезапустить её силами команды Тосихиро Нагоси, с Ю Судзуки в качестве супервизора. Причём с нуля. Yakuza Team на это определённо способны.
Обзор написан по цифровой версии для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.

Источник

Последние новости