Мало какое явление современной игровой индустрии вызывает столь же плотную и бесперебойную ненависть, как DLC. «Рубят деньги по-лёгкому» — уверенно пишут комментаторы к любой новости о релизе скачиваемого дополнения. Эти крики не вполне справедливы. Загружаемый контент — никакая не «выкачка бабла», а вполне здоровая и десятилетиями (именно так!) существующая практика, которая позволяет вашему любимому развлечению остаться актуальным чуть дольше. Безусловно, бывают и неприятные примеры, когда игру режут на куски, чтобы потом продать по частям — но этот подход практикуется не всеми.
Если вы внимательно следите за новостями, то, вероятно, знаете: вчера в цифровом магазине PlayStation Store дебютировал «Саботаж» — дополнение для недавней Call of Duty: Infinite Warfare. Новость о релизе сопровождалась сдержанными комментариями, которые в большей степени были спровоцированы стереотипами о том, что «DLC — это зло». Сейчас мы вас убедим в обратном — не верите? Вызов принят!
Исторический контекст
Само по себе мнение, что дополнения — плод злодеяний современных корпораций и всеобщего помешательства на деньгах в корне неверное. Аддоны к играм были даже в… 80-е. Серьёзно, в 1981 году для первой части Temple of Apshai придумали вполне себе настоящее дополнение: Dunjonquest: Upper Reaches of Apshai. Распространялось оно на магнитных кассетах или дискетах и «заливалось» поверх оригинальной игры. А ещё в этом же десятилетии для Atari 2600 можно было купить GameLine, и скачивать игры через телефонный кабель. Как видите, индустрия была готова к DLC ещё во времена Брежнева.
Но прорыва, разумеется, не произошло — много там скачаешь по телефону. Относительный стандарт удалось сформировать SEGA со своей чудовищно недооцененной Dreamcast: консоль умела выходить в Сеть, а там — болтаться в своих сервисах, где были в том числе и простенькие расширения. Именно простенькие — полноценный аддон в 1999-м не скачаешь, поэтому разработчики выпускали что-то среднее между обычными модификациями и «набором новых шапок».
Что дальше случилось с Dreamcast — все мы знаем. Зато у DLC судьба сложилась получше — и за это слово «спасибо» улетает в офис Microsoft. В 2001-м в мир ворвалась коробка Xbox, в 2002-м — научилась выходить в Xbox Live (этот сервис гораздо старше, чем вы думали). Примерно тогда же и появились — да-да — те самые DLC: можно было скачать какое-нибудь расширение для Splinter Cell или Ninja Gaiden. Аддоны, впрочем, были небольшими, поэтому и бесплатными — технология только обкатывалась, и брать деньги за два новых вида оружия считалось моветоном.
На компьютерах тоже царила загружаемая дискотека: даже если не брать в расчёт моды, можно вспомнить игру Total Annihilation. Эта стратегия каждый месяц обрастала чем-нибудь новым — например, юнитами. Но лучшие дополнения были на дисках, которые назывались аддонами — иногда они затягивали посильнее оригинального проекта. Если вы в своё время оценили дебютную Call of Duty, то, скорее всего, помните United Offensive — отличное дополнение, где, в частности, были сражения на центральной площади Харькова и классный для того времени режим мультиплеера. И, хоть United Offensive и не назовешь обычным DLC, так устоялось, что почти ко всем частям Call of Duty выходил скачиваемый контент — и на него было не жалко потратить деньги.
А зло-то где?
Строго говоря, DLC (да и любые расширения) стоит оценивать по двум критериям. Первый — собственно, объём и качество дополнения. Второй — этическая сторона вопроса. Не секрет, что некоторые компании не стесняются прямо перед релизом порезать игру на кусочки, чтобы потом продать три-четыре раза. Или выложить готовый продукт, но с заблокированными функциями — они откроются только после дополнительных двадцати долларов в копилке авторов. Во втором случае, конечно, DLC — это зло. Купил куртку, но, чтобы расстегнуть третий карман, надо доплатить.
Однако если с первым критерием всё хорошо, то дополнения становятся спасательным кругом, который вам бросили разработчики. Возьмём ту же Call of Duty — это сверхэмоциональный, но, увы, скоротечный аттракцион. Несколько дней ярчайшего одиночного праздника, а потом — финальные титры. На помощь быстро приходит мультиплеер, мгновенно подсаживающий на ежевечерние баталии — вы надираете разные места врагам, набираете перки, растёте в уровнях. Словом — занимаетесь делом, пусть и виртуальным. Но спустя пару месяцев карты приедаются: изучены вдоль и поперёк, все лазейки давно обследованы, а «нычки» и убежища для кемперов — рассекречены.
Тут-то на помощь и приходят DLC: в своё время Black Ops II удалось изрядно освежить контент-паком Revolution, который включал в себя кучу карт (в том числе и для сражения с зомби), оружие и даже новый режим. Ну и как не вспомнить небольшое, но чрезвычайно забавное расширение для Call of Duty: Ghosts — вы платили три доллара, и игра говорила… голосом Снуп Дога. Звезда рэпа озвучил большинство действий в мультиплеере. Говорим за себя: играть стало гораздо веселее.
Конечно, бывают и DLC другого плана — например, сюжетные. Эти расширения обычно очень большие и, соответственно, дорогие — но своих денег стоят. В 2016-м году фанаты «Ведьмака» кинулись качать «Кровь и вино» — поистине эпохальное DLC, которое вновь вернуло Геральта в наши жизни на добрые полсотни часов. А любители серии Elder Scrolls, должно быть, самые лояльные к дополнениям люди — без очаровательных Bloodmoon или Shivering Isles сложно себе представить Morrowind и Oblivion соответственно. Поэтому вступать в лагерь «DLC-ненавистников» — значит, добровольно лишать себя удовольствия по-новому взглянуть на любимую игру (ну или просто лишний раз в неё вернуться).
Огласите список
Если к сюжетным аддонам пользователи ещё привыкли, то вот к (условно) контентным — пока нет. Хотя эти дополнения ничуть не хуже тех, что отправляют вас в заскриптованные вояжи. Суть в том, что ряд игр живёт за счёт многопользовательских баталий: в том числе и упомянутая Call of Duty. Как правило, сингл в этой серии — хоть сто раз яркий и насыщенный — лишь пролог к настоящей битве. Той, что на серверах и картах. Кто наиграл сотни часов в Advanced Warfare, тот поймёт — любая добавка существенно меняет процесс. Какой-нибудь с виду местечковый гранатомёт, пополнивший ряды амуниции, может существенно повлиять на игровой баланс — научены, знаем. И к этому придётся подстроиться — выучивать новые механизмы обращения с оружием (и уязвимыми телами оппонентов).
Карты — стократ более сложная штука. Это в синглплеере на уровни почти не обращаешь внимания — роскошные города и страны (а в Infinite Warfare даже планеты) проносятся мимо с оглушительным свистом, не давая и секунды на подробный экскурс. В онлайне иначе — вы запоминаете все трещинки и ложбинки, и учитесь использовать любой элемент ландшафта во благо. В какой-то момент хочется нового вызова — и тут как нельзя кстати подоспевает свежий набор карт: за небольшую, в общем-то, цену, вы получаете пространство для дальнейших манёвров — можно вновь проводить бессонные ночи, отыскивая «тот самый закуток» для коварного снайперства. И так — до следующего большого пака.
Другой важный момент: чувство исключительности, которое вам даёт именно контентное DLC. Да, мы любим «Кровь и вино», но это — ещё одна глава в и без того эпохальной саге про Геральта. В играх, где правит бал соревновательный мультиплеер, всё устроено по-другому — вы наслаждаетесь, по сути, изучением, победами и, в конечном итоге — превосходством над остальными игроками. Это не значит, что вы — самовлюблённый нарцисс. Нет, просто сражения в онлайне — настоящий спорт, и он немыслим без поражений одной из сторон. И чтобы не оказаться в проигрыше, недостаточно только тренироваться — нужно быть ещё и технически оснащённым: осваивать новые карты, оружие, классы и механики. Кто-то назовёт это жульничеством, но едва ли будет прав: просто представьте, что вы с друзьями «сидите» на каком-нибудь популярном сериале, и вам вдруг попадает в руки режиссёрская версия с комментариями. Вы узнаете больше о любимых героях, месте действия и, быть может, нюансах съёмок — это поможет лучше прочувствовать телешоу. Так почему же с играми должно быть иначе?
Разберём на свежем примере — «Саботаже» для Infinite Warfare. Шутер про футуристические распри в космосе обогатился четырьмя картами: одна точно полюбится фанатам Modern Warfare 2, вторая придется по вкусу адептам «Бегущего по лезвию» (и киберпанка в целом), а две остальные — просто крутые площадки для бесконечных виртуальных побоищ. Но карты — это лишь часть DLC.
Второй кусок — новая глава про аннигиляцию зомби. Называется Rave in the Redwoods — в названии уже сквозит дух 90-х, не находите? Рейверы, дискотеки с мертвенно-белыми танцами, кислотный диджей... Собственно, так и есть: дело происходит в стенах молодёжного лагеря, расположенного где-то в лесу. В сердце этого кошмара — Кевин Смит — икона 90-х и нулевых, которая будет вам всячески помогать. Ну, конечно, если вы вообще будете принимать советы Молчаливого Боба. Для постоянных читателей: зомби-рейв по версии Infinity Ward до того набит отсылками к культовым хоррор-лентам, что мы прямо сейчас собираем из этого отдельную статью (а хватило бы и на все две-три).
Зомби — вообще излюбленный фетиш творцов Call of Duty. Со времён World at War, трилогии Black Ops и, собственно, Infinite Warfare в Activision этой теме уделяют повышенное внимание. По-хорошему, нынче мы получаем не одну, а сразу две сюжетные кампании за раз: привычную — с могучими героями, коварными злодеями и пафосным сценарием, и вторую — куда более раскрепощённую — про оживших мертвецов и мутных типов в не менее мутных обстоятельствах. Они скачут из засекреченных лабораторий в Сталинград времён Великой Отечественной — и неустанно попадают в передряги разной степени выживаемости. Infinite Warfare в этом плане идёт чуть дальше: сперва гнильцы нападали в лунапарке 80-х, теперь вот засветились на тусовке рейверов 90-х, но что будет дальше — одному безумному режиссёру известно. Главный злодей, как-никак — поди тут предугадай.
Stayin' alive
Что в итоге? Сравнительно недорогая, но объёмная инъекция в тело Infinite Warfare. И новый опыт для мультиплеера, и нестандартный зомби-режим с участием культового режиссёра «Клерков» и «Догмы». Пожалуй, DLC должны быть либо такими, либо как в «Ведьмаке» — спорить с этим бессмысленно.
Разумеется, не всё и всегда бывает так гладко: плавали — знаем. Нас тоже раздражает, когда игра навязчиво предлагает раскошелиться на шапки и куртки для второстепенных героев. Мы не призываем оставить в одном известном симуляторе жизни пару миллионов рублей, чтобы собрать полный набор комодов. Но и нет никакого смысла отрицать DLC как формат — при правильном подходе это очень хороший вариант, чтобы вдохнуть вторую жизнь в любимый проект (или заставить сиять новыми гранями).
Источник
30 ЛУЧШИХ ММО ИГР
Читайте также
Последние новости